90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Медресе Кори Хакима в Таджикистане: кто избивал детей?

10.06.2014 18:18

Общество

Медресе Кори Хакима в Таджикистане: кто избивал детей?

На днях по телевидению транслировали сюжет о том, что в Гиссаре обнаружено нелегальное медресе, где, по рассказам обучающихся там детей, учителя их подвергали регулярным побоям.

«АП» попыталась выяснить, где правда, а где ложь.

КАК сообщал Госкомитет нацбезопасности, нелегальное медресе принадлежит Хакимали Низомову, известному как Кори Абдулхаким. В доме Низомова обучалось более 80 детей от 3 до 18 лет - из Душанбе, Курган-Тюбе и РРП. Родители платили ему за обучение детей по 300 сомони. Ежемесячный доход Низомова, по его признанию, составлял 10-12 тыс. сомони.

В телесюжете ученики Низомова с многочисленными следами побоев непринужденно рассказывают, как они подвергались насилию.

«Низомов со своими учениками, которые также обучали детей, наказывали учеников, били розгами по пальцам, ладоням, подошвам, по спинам, вешали их вниз головой, избивали железными четками, требовали повторять уроки, стоя на одной ноге, - рассказывается в сюжете. - Регулярно со стороны учеников Низомова, которые также учили детей - Кори Аб., Кори С., Кори Р. и Кори Ах., избивались и получали различные травмы трехлетний М. и пятилетний К. из кишлаков Шарора и Дурбат Гиссарского района. Восьмилетний А. из Пянджа, двенадцатилетний Т.Б. из Душанбе, тринадцатилетний А.А. из села Мехнатабад Душанбе. Семилетний С.С. из Дурбата был повешен верх ногами. Ноготь пальца руки шестилетнего Н.Ш. из Душанбе был сломан металлическими четками».

«Мою руку А. поставил в ток, и я содрогнулся», - далее рассказывает другой ребенок.

В видео говорится также, что санитарно-гигиенические нормы содержания детей в этой школе абсолютно не соблюдались.

Показания отличаются

МЕЖДУ ТЕМ, показания самого Низомова отличаются от сообщения ГКНБ. Комитет нацбезопасности сообщает, «что Хакимали Низомов получил разрешение от Исламского центра на открытие религиозной образовательной группы при соборной мечети Дурбат в 2004 году». «Однако, злоупотребив этим, он начал обучать детей на дому, - говорится в сообщении. - В 2006 году соответствующие органы, обнаружив данный факт, приостановили его деятельность и наложили на Низомова штраф в размере 7 расчетных единиц. Разрешение на обучение аннулировали. Однако он тайно продолжал обучение на дому».

Низомов же в сюжете говорит, что «получил разрешение в 2005 году». «Но религиозное обучение начал вести в своем доме, - продолжает он. - В 2007 году мое разрешение было приостановлено. Но с 2012 года я возобновил обучение».

Низомов обвиняется в «воспрепятствовании получению основного обязательного общего образования», в «истязании» и «двоеженстве» (статьи 164, 117 и 170 УК РТ).

Согласно сообщению ГКНБ, Низомов именно обвиняется, а не подозревается. Тем не менее, отмечается, что расследование дела продолжается. И как выяснилось, Низомов, сейчас не под стражей, тогда как наказание по 2 части статьи 117 предусматривает «лишение свободы от трех до семи лет».

«Дело рук ГКНБ»

ОПЕРАЦИЯ по раскрытию медресе проходила месяц назад. Комитет безопасности сообщил, что оно было обнаружено во время рейда отдела религии хукумата Гиссара. Однако, как оказалось, операцию проводили сами сотрудники ГКНБ.

«Этим делом занимался центральный ГКНБ, даже не местный его отдел. Наш отдел ничего об этом не знал», - говорит Мирзо Шарипов, бывший завотделом отдела религии Гиссара.

На этом фоне на днях в Гиссаре произошел ряд кадровых перестановок. Заведующего отделом религии Шарипова, освободив от должности, назначили главой местной ячейки НДПТ. Главой джамоата Дурбат стал бывший директор местной школы Дилшод Гадоев.

Самих детей найти не удалось. По словам одного из жителей Дурбата, он видел сюжет о закрытии медресе Кори Хакима, где показывали детей из их кишлака, но, как он уверяет, «ни одного из них я не узнал». В отделе религии сообщили, что никаких данных о деле и информации о детях они не имеют. А бывший глава джамоата Курбон Гафуров, который участвовал в операции, говорит что детей из Дурбата не было, «я не знаю откуда были эти дети, их контактами не обладаю. Из Дурбата я там никого не узнал». – сказал он корреспонденту «АП».

«Ничего сказать не могу»

СЕЛО Дурбат расположено в километрах 10 от райцентра Гиссара. Сейчас двор дома, где обучались дети, немноголюден. К гостям выходят дети лет 15-ти - племянники Низомова. Они говорят, что ничего ни про каких детей они не знают. По их словам, «никого из округи здесь не обучалось». И они не верят, что их дядя мог причинить боль детям.

Сам Низомов не желает говорить со СМИ. «У меня нет сейчас желания ничего говорить. Я сейчас бегаю по госорганам в связи с этой проблемой. Когда все стихнет, может, поговорю потом», - сказал он нам по телефону. На вопрос, насколько обвинения обоснованы, он ответил: «Ничего вам сказать не могу».

Соседи после приезда сотрудников органов и трансляции по ТВ на контакт со СМИ не идут. «Скажи: «Все хорошо», и будет хорошо и тебе»,- сказал нам один из соседей Кори Хакима.

«Мы не имеем тесных отношений с нашим соседом, но ничего плохого он нам не делал,- говорит соседка. – Кори Хаким - хороший человек, и не знаю, мог ли он делать такие вещи».

Как отмечалось, у Низомова обучались дети из разных регионов. Однако некоторые соседи утверждают, что там были дети «больших людей».

…В одном ряду (проезде) здесь, в Дурбате, живут и родственники Низомова. «Он никак не мог так поступить», - уверяют они. Вместе с тем они не скрывают факт двоеженства Кори Хакима. У него действительно две жены и 8 детей.

Большинство учеников Низомова в телесюжете жалуются на Кори Ах. Ему и другим «кори-ученикам», судя по кадрам, лет 15. «Вот эти ученики, которые сами обучали детей, может, их и били, - говорят родственники. - Это же дети. Это везде так, как и в любой школе. Что касается тока, мы абсолютно не верим в это».

«По поводу плохого содержания дома, так вы приходите как-нибудь, когда Кори будет здесь. Он и покажет, в каких условиях содержались дети, - говорит другой родственник. - Там есть чистый душ, чистые и хорошие санузлы. Вы посмотрите сами и убедитесь».

«Кори Хаким говорил нам, что разрешение на обучение имеет. Но как оказалось, нет, - говорит имам соборной мечети Дурбат Бахриддин Исмоилов. – Я редко вижу самого Кори Хакима и ничего о его личности сказать не смогу. Только по пятницам он приходит в мечеть читать намаз, где мы и видимся. Что касается избиения детей, то, если посмотреть с точки зрения ислама, это, конечно, неправильно. Я сам получал религиозное образование за рубежом, бывал в Иране, где видел, как там преподают детям. Избивать детей при обучении абсолютно неправильно».

Между тем, при соборной мечети опять планируют открыть группу по религиозному обучению из 20 учеников.

«Но, конечно, с разрешения соответствующих органов», - уверяет Исмоилов. 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

10.06.2014 18:18

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Дни рождения:

Около 1 млрд 447 млн

человек численность населения Китая

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31