90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Курс на интеграцию: обзор важных политических событий в Кыргызстане

11.06.2014 13:02

Политика

Курс на интеграцию: обзор важных политических событий в Кыргызстане

События прошлого месяца стали финальным и официальным подтверждением взятого курса «таможенной тройки» государств и Кыргызстана на присоединение последнего к Таможенному союзу (ТС). В этих целях была принята «дорожная карта» с перечнем конкретных шагов и мероприятий для создания предварительных условий вступления Кыргызстана в союз. Так, документ, приготовленный экспертами Евразийской экономической комиссией и принятый правительством Кыргызстана, насчитывает порядка 180 пунктов плана действий, что в свою очередь предполагает изменение около сотни нормативно-правовых актов страны. К тому же, Кыргызстан берет на себя обязательства по улучшению инфраструктуры и модернизации КПП на своих границах, улучшения контроля за качеством внутренней и импортной продукции. 

Реэкспортный профиль национальной экономики страны, если не будет переквалифицироваться на другие секторы экономического развития, то, по крайней мере, будет направлен на установление режима его внешнего регулирования. Странам ТС также предстоит проделать некоторый объем работ, связанный с созданием механизмов сотрудничества с Кыргызстаном в рамках союза, таможенной политики, а также устранением таможенного контроля на границе между Кыргызстаном и Казахстаном.

Стоит отметить, что принятие «дорожной карты» и заявки Кыргызстана на членство в Таможенном союзе проходило на фоне заседания Высшего евразийского экономического совета, по результатам которого главами России, Беларуси и Казах
стана было принято решение о выходе на новый уровень взаимодействия. Речь идет о создании Евразийского экономического союза и подписании соответствующего Договора. Исходя из этого, следует, что взаимопонимание стран во взаимном сотрудничестве позволяет идти на расширение своих границ и не останавливаться на достигнутом. Довольно часто подобное отношение наблюдалось в ностальгии по Советскому союзу в период 90-х и начале 2000-х гг., а интеграционные инициативы имели тенденцию заканчиваться не начавшись. В свою очередь, функционирование Таможенного союза служит центром притяжения для стран с менее развитой экономикой (Кыргызстана и Армении) и укрепления их желания стать странами-сателлитами, а позже и равноправными участниками интеграционного объединения. 

Тем не менее, необходимо понимать, что усиление антироссийских процессов в Европе и пространстве СНГ на примере Украины и других стран предполагает проявление ответной реакции Москвы. Активное расширение границ Таможенного союза в момент острого кризиса отношений Кремля и Западного сообщества не кажется простым совпадением. Сами же рынки, как показывает анализ, призванные стать в скором времени субъектами Таможенного союза - небольшие. Кыргызстан к примеру располагает бюджетом в 4 млрд. долл. США, а население 5,5 млн. человек, практически та же самая ситуация наблюдается и в отношении Армении. В странах с более развитой экономикой как Грузия, Украина, Азербайджан внешнеполитическая и внешнеэкономическая деятельность Москвы не столь успешна. Этот фактор, наряду с современным противостоянием двух цивилизационных проектов России и Запада, позволяет говорить о его углублении на региональном уровне. 

Иными словами реваншистские настроения обоих центров силы будут усугублять их взаимоотношения в регионах Центральной Азии и Закавказье на уровнях прямого и непрямого взаимодействия. Не секрет, что каждая из сторон располагает арсеналом различных инструментов и проводников своей политики на страновом уровне в целом. Уровень конфликтности национальных контактов между этими сателлитами неким образом соответствуют их внешнеполитическим ориентациям, что предоставляет каждому «старшему брату» этих республик в любой момент использовать межгосударственные противоречия по тому или иному вопросу для извлечения собственных выгод. Кыргызстан не является исключением, имея на сегодняшний день «проамериканский» Узбекистан в качестве своего большого соседа. Тема кыргызско-узбекских отношений развивается довольно показательно в этом отношении и выставляет в качестве инструментов давления: с узбекской стороны – подача газа в южные регионы Кыргызстана; в то время как в Кыргызстане звучат призывы использовать водные ресурсы как рычаг воздействия на несговорчивых соседей.

Между тем, разговоров о возможности и целесообразности вхождения официального Бишкека в ТС было и есть великое множество, причем сторонники обеих точек зрения – вступления\невступления, имеют свои веские аргументы. Отдельного внимания заслуживают внутриполитические отношения власти, оппозиции и общества в Кыргызстане. Антироссийская, в частности, «антитаможенная» риторика уже не раз проявлялась в рядах кыргызской оппозиции и в посланиях ее лидеров гражданскому обществу. Экспертное сообщество склонно считать такие проявления «прозападной» ориентацией оппозиционных сил и проявления американского следа во внутренней политике. Рассматривая ситуацию с другой стороны, представляется другой ракурс, позволяющий делать выводы о системном кризисе в рядах оппозиции. И разговор идет не только об отсутствии идей и вменяемой программы развития, но и ее «кадровых» проблемах. 

Постоянная ротация представителей властной элиты в противоборствующие лагеря и торг за высокопоставленные места с любым руководством размывает традиционное понятие идейной и конструктивной оппозиции и возводит ее в ранг ситуативной реакции на политику властей. Главной ее особенностью, по всей видимости, является полное отрицание смысла деятельности официального руководства и противопоставление им каких-либо альтернатив, которые зачастую также лишены глубокого смысла. На сегодня, главным «антитаможенным» рупором остается Национальное оппозиционное движение, возглавляемое Равшаном Джеенбековым. Однако руководство в ходе презентации своей организации оставило обществу неоднозначную оценку, которая по большому счету больше попадает под Гоббсовское описание «войны всех против всех». Несмотря на свой фактический провал в начале апреля, когда был запланирован общереспубликанский митинг, оппозиционное движение намерено продолжать свой политический курс и далее. На современном этапе главным беспокойством как для властей, оппозиции, общества в целом являются парламентские выборы-2015, подготовку к которым политические силы начали уже сейчас. 

Наблюдаемое затишье в кыргызской политике по большому счету объясняется именно выжидательной позицией многих представителей политэлиты и разработкой различных планов действий, соответствующих развитиям событий. Гражданское общество в этом случае рассматривается в качестве лакмусовой бумажки, реакция и настроения которого расставит финальные акценты в построении своих претензий современным властям. Кыргызстан уже в этом году планирует присоединиться к главным «евразийцам» и, как представляется, начальный период функционирования новых норм и положений будет знаковым не только для кыргызской оппозиции, но и страны в целом. Необходимы превентивные меры и постоянные контакты с населением официального Бишкека для устранения кривотолков и разжигания протестных настроений. Благо социальная усталость от политико-экономических потрясений в стране установилась на высоком уровне. 

Из насущных вопросов руководству Кыргызстана предстоит решение пограничных вопросов с Таджикистаном и Узбекистаном. Ответ президента Казахстана своему армянскому коллеге относительно невозможности вхождения Нагорного Карабаха в Таможенный союз недвусмысленно адресован и Бишкеку. Неуклюжая политика Кыргызстана в отношении анклавов и неустановленных участков государственной границы возможно исправит свои угловатости, но затягивание переговоров и конкретных мероприятий на границе в целом отвечает интересам соседей по региону. Факты «ползучей» миграции таджиков и узбеков на территории Кыргызстана и неспособность Бишкека ей противостоять давно стали притчей во языцех гражданского общества. К тому же, достаточно вспомнить каким образом Кыргызстан вел переговоры с Китаем и Казахстаном, отдав более крупным соседям свои древние урочища. В этой связи, усугубление отношений с Таджикистаном и Узбекистаном грозит созданием прецедента в Центральной Азии касательно разрешения вопроса анклавов и присоединением их к основной узбекской или таджикской территории. Принимая во внимание заинтересованность Душанбе и Ташкента в подобном развитии событий, такой сценарий не может быть списан со счетов. 

Что же касается в остальных отношениях деятельности Таможенного союза, места и роли Кыргызстана в нем, то прогнозирование ситуации представляется довольно затруднительным делом. Принимая во внимание, что сама «таможенная» тройка государств зачастую сталкивается с взаимными противоречиями по разным вопросам, которые в силу объективных причин не могли быть предусмотрены и внятно разъяснены центрами принятия решений. По всей видимости Кыргызстан будет сталкиваться с теми трудностями, которые испытывал Казахстан в гармонизации своих экономических подходов к сотрудничеству с Китаем и реэкспортом китайской продукции со своей территории. 

Потребительская корзина Кыргызстана в своей сущности состоит из импортируемой продукции и главные препятствия для отечественной продукции предстоит преодолеть мясной, молочной и швейной индустриям. В процессе принятия определенных решений, как показывает практика разработки «дорожной карты» официальный Бишкек будет ориентироваться на наднациональный характер их принятия и на консультации с Москвой, Минском и Астаной. Казахстану в этом вопросе будет отводиться более активная роль в разъяснении кыргызским коллегам тонкостей работы в рамках Таможенного союза, что подтверждается также частыми консультациями официального Бишкека перед принятием кыргызской заявки на вступление. В числе ожиданий кыргызской стороны является активизация России в развитии гидроэнергетической отрасли республики, но до парламентских выборов 2015 и демонстрации преемственности властей в отношении евразийской интеграции, ситуация вокруг этого вопроса, скорей всего не изменится. 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

11.06.2014 13:02

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Кубатбек Айылчиевич Боронов

Боронов Кубатбек Айылчиевич

Первый вице-премьер-министр

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
170 см

рост президента Узбекистана И. Каримова

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30