О настоящем и будущем евразийской интеграции и сотрудничества между Россией и Казахстаном мы беседуем с исполнительным директором Политологического Центра "Север-Юг" Юлией Якушевой.
ИАЦ: Хорошо, микроуровень отношений понятен - каждый ищет свою выгоду, там, где интересы совпадают - возникают точки соприкосновения. Если встать на ступень выше, берем интересы области, с российской и казахстанской стороны границы? Что здесь?
Ю.Якушева: Здесь тоже есть подвижки. Например, совсем недавно представительная делегация Саратовской области совершила визит в Астану. Задача, в принципе, понятна - напрямую договориться о контрактах с партнерами из столицы РК. Что в итоге? Наиболее успешно презентована продукция ГК "Рубеж". Это - системы безопасности на объектах, самые современные технологии, которые не имеют аналогов на Западе. Плюс, это возможности для обучения местных специалистов, которые будут работать с этими системами - сервисное, технологическое обслуживание. Т.е. получается комбинированный эффект. Не случайно, что речь идет не просто о подписании очередного контракта, но об открытии в Астане представительства российской компании. Совершенно иной уровень сотрудничества между регионами.
Еще одна линия сотрудничества в региональном разрезе - все, что касается сферы энергетики, точнее говоря, сервисного обслуживания. Например, региональные российские компании активно участвуют в газификации Кызыл-Ординской и Шимкентской областей. Играют свою роль, конечно, и личные связи между губернаторами и акимами приграничных регионов. Да и не только приграничных. Например, очень хорошие контакты наработаны за последние 10-15 лет у Крымбека Кушербаева. В каком регионе он бы не работал, всегда есть возможность обратиться к "проверенным" коллегам из российского приграничья.
ИАЦ: Это очень любопытный момент. Но тогда возникает вопрос: а эти "неформальные" коммуникации сохраняться, в ситуации, когда происходит обновление региональных кадров?
Юлия Якушева: Вопрос поставлен правильно. Это тоже своего рода риск для российско-казахстанских отношений, который выходит за рамки проблем регионального сотрудничества. На первый план постепенно выходят молодые чиновники, которые делали карьеру, формировали собственную систему ценностей и убеждений вне рамок СССР. В отличие от старшего поколения - тех, кому сейчас, скажем, 50-65 лет.
"Болашаковцы" в значительной степени лишены тяготения к общему прошлому, да это и иная культура общения с коллегами из РФ, иной менталитет. К этому надо приспосабливаться. Искать новые точки для взаимопонимания.
ИАЦ: Если я Вас правильно понял, то мы должны быть более прагматичны? Так?
Юлия Якушева: Наверно - так. Но слово "прагматизм" не исчерпывает весь спектр изменений в личных и деловых коммуникациях, которые сейчас происходят по линии российско-казахстанского сотрудничества. Ведь есть и фактор образования - где, по каким методикам, на каком языке шла подготовка региональных управленцев, да и бизнесменов тоже. Если губернатор Радаев, к примеру, и аким Кушербаев вышли из одной советской шинели, то их более молодые коллеги уже имеют совершенно различный опыт, готовились по разным методикам, шли по карьерной лестнице в разных политических системах.
ИАЦ: Эта тенденция может оказать какое-то влияние на характер наших отношений? Допустим, в перспективе 10-15 лет?
Юлия Якушева: Допускаю, что такое воздействие вполне вероятно. Так же могу предположить, что столь форсированный переход к новому уровню интеграции со стороны наших лидеров, не в последнюю очередь связан именно с этим обстоятельством - если сейчас интеграции не будет дан мощный импульс, то через какой-то промежуток времени стремление к сотрудничеству может смениться апатией, инерцией. Людям будет сложно объяснить, на какие социо-культурные, историческое основы опирается наше сотрудничество. Рада была бы ошибиться, но это - серьезный риск и его игнорировать нельзя.
Правила комментирования
comments powered by Disqus