Хорошая информированность населения о том, что именно предпринимает правительство Киргизии для вступления в ТС и чем это обернется, может стать гарантом политической и социальной стабильности во время переходного периода, когда страна будет привыкать к новым экономическим реалиям.
Депутат Равшан Джээнбеков и по совместительству лидер «Нового оппозиционного движения» (НОД) еще 20 мая заявил в парламенте при обсуждении интеграционных вопросов, что «Таможенный союз не решит проблем Кыргызстана, помогут только радикальные реформы». Правда, он так и не смог сказать, какие именно. Но прогнозировал, что повысятся цены почти на все ввозимые товары из всех стран, а «в составе Таможенного союза будет создан наднациональный орган, который будет стране диктовать политику». При этом Р. Джээнбеков, предсказывая будущее, показал незнание настоящего. «Проблемы торговли снимутся после того, как Россия и Казахстан вступят в ВТО, – заявил он. – Мы должны подождать и не вступать в Таможенный союз». То, что Россия уже является членом Всемирной торговой организации, депутат и лидер оппозиции просто не знает.
Точно такие же пессимистические предсказания звучат из уст других членов оппозиции и представителей неправительственных организаций, чья деятельность направлена, прежде всего, на противодействие интеграционным процессам, в которых участвует Киргизия.
Однако ни противники, ни сторонники Таможенного союза не могут просто и доступно объяснить населению возможные выгоды и потери. Вернее, противники интеграции, особенно «активисты гражданского общества» из состава грантовых неправительственных организаций, уже давно наладили контрпропаганду и весьма активно пугают экономическим и политическим крахом страны, вплоть до потери суверенитета, после вступления Киргизии в ТС. Правда, пока их активность не приносит желаемые для них плоды, но те результаты, что достигнуты ими, власти могли бы нивелировать доступными, толковыми разъяснениями возможных последствий интеграции.
Грубо говоря, киргизские власти говорят, что «шоковой терапии» не будет, но до последнего времени никак не объясняли возможные последствия от вступления в ТС. Людям же крайне необходимо знать, что власти собираются предпринять в ближайшее время для того, чтобы не допустить или минимизировать те потери, которыми пугают их противники Таможенного союза.
Только 2 июня правительство объявило о начале широкомасштабной кампании «в целях информирования населения о проводимой политике... по вступлению Кыргызской Республики в Таможенный союз». В рамках кампании планируется «ознакомить население с дорожной картой, провести широкомасштабные общественные слушания с участием делегатов со всех областей республики для разъяснения вопросов по вступлению Кыргызской Республики в Таможенный союз, создать оперативный call-центр для граждан в целях предоставления ответов по всем интересующим вопросам вступления, провести серию круглых столов и конференций с участием гражданского общества, в том числе предпринимателей, бизнес-ассоциаций, профсоюзов для обсуждения преимуществ и «рисков» вхождения КР в ТС, а также организовать выездные встречи с активами областей, создать серию видеороликов, брошюр, раздаточных материалов, инфографики, теле- и радиопередач по вступлению Кыргызской Республики в Таможенный союз».
Вообще-то, это следовало сделать гораздо раньше. Если заменить слова «по вступлению в ТС» на «по НЕвступлению в ТС», то это будет именно то, чем планомерно занимаются противники интеграции весь последний год и особенно этой весной. Контрпропаганда же была, что называется, в загоне. «Этим надо было заниматься уже года два. Или хотя бы полгода назад начать, – считает Валентина Гриценко, руководитель общественной организации «Справедливость». – Я стараюсь быть в курсе всех политических событий в стране, отслеживаю новости экономики, общественной жизни, но и мне некоторые моменты вступления в Таможенный союз непонятны. Что тогда говорить о торговцах на рынках, крестьянах и других обычных тружениках, у которых нет доступа в Интернет, они не читают газет. Теперь придется правительству в пожарном порядке доводить свои мысли до каждого гражданина. Получится? Посмотрим».
Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Правительство, пусть пока и вслед своим оппонентам, обещает донести до населения все нюансы интеграционных инициатив. При правильном алгоритме решения задачи, имея такую сильную и влиятельную структуру, как средства массовой информации, оно в состоянии добиться успешной работы с населением.
Пока же информационным обеспечением интеграционных процессов, точнее разъяснительной работой, занимаются либо журналисты, либо чиновники высшего звена. Так, заместитель министра экономики Данил Ибраев заявил на одном из круглых столов, что повышения цен на ввозимые товары из стран ТС, прежде всего на сельхозпродукцию, нефтепродукты, товары легпрома, не будет. Другое дело – завоз из третьих стран. Но это как раз и беспокоит некоторых бизнесменов и простых граждан.
Например, швейники, а швейное производство - одно из самых развитых в аграрной Киргизии, беспокоятся о том, что ввозимое сырье подорожает, а это сделает их продукцию неконкурентоспособной на рынке ТС. Директор ассоциации «Легпром» Фархад Тологонов заявил прессе: для того чтобы не обанкротить предприятия отрасли, необходимы преференции на период адаптации, в частности нужно снять пошлины на ввоз фурнитуры, тканей на пять лет.
Преподаватель по специальности «конструирование швейных изделий» при Университете экономики и предпринимательства Нелли Гумерова считает, что без недорогих комплектующих и фурнитуры из Китая и Турции производство встанет. «Мы производим в стране лишь процентов десять того, что нужно отрасли, но в то же время девяносто процентов уже готовой продукции продаем в Россию и Казахстан. Что произойдет после вступления в Таможенный союз, я не представляю. Многое непонятно. Надеюсь, власти и профсоюз в теме и предпримут какие-то шаги для выживания отрасли», – сказала Н. Гумерова.
Ректор Академии государственного управления при президенте КР Чингиз Шамшиев, опираясь на результаты исследования, проведенного руководимым их вузом, сделал вывод о том, что шоковой терапии после вступления в ТС не будет. Безусловно, некоторое напряжение в экономике почувствуется, но не кардинально. При этом он сказал, что если бы Киргизия чуть раньше вступила на путь интеграции, то негативных последствий в прогнозах было бы меньше.
Так что более или менее ясные представления о том, что же произойдет со страной после введения правил Таможенного союза, есть только у небольшой части населения, представленного в основном членами правительства, экспертами и журналистами.
Большинство экспертов единодушны в одном: недостаточная информированность населения, отсутствие разъяснительной работы, непонимание людьми действий правительства опасны тем, что дают возможность противникам ТС вызвать недовольство населения властями, вывести народ на улицы не только для участия в мирных пикетах. Оппозиция, грантовые НПО не станут обращать внимания на позитивные результаты интеграции, а постараются сделать акцент именно на негативе.
Политолог Игорь Шестаков полагает, что доведение объективной аналитической информации до каждого гражданина не менее важно, чем само вступление страны в ТС. «Россия выделила 1,2 миллиарда долларов в Фонд развития Кыргызстана на реализацию дорожной карты. Интересно, из этих полученных миллиардов и миллионов правительство выделит, наконец, средства на проведение разъяснительной работы с кыргызстанцами, особенно в регионах, по поводу вступления КР в Таможенный союз? Ведь перспективы реальной интеграции определяются не политическими решениями и не чоканьем бокалов с шампанским, а конкретным участием бизнес-сообщества и общества в целом в интеграционном взаимодействии», – полагает И. Шестаков.
Хочется надеяться на то, что объявленная правительством широкомасштабная кампания по разъяснению своих действий по продвижению интеграционных процессов не только минимизирует воздействие противников ТС на население и бизнес, но и утвердит в сознании кыргызстанцев мысль о необходимости и значимости вступления в ТС для будущего страны.
Правила комментирования
comments powered by Disqus