Почти три года назад началась реконструкция автодороги Душанбе – Турсунзаде – граница с Узбекистаном. Совсем недавно объявили о сроках ее завершения – 30 октября 2014 года.
Таджикистан получит отличную автотрассу, которая намного улучшит его дорожную инфраструктуру. Народ положительно отнесся к проекту.
ПОСЛЕ падения СССР автодорога, соединяющая столицу с границей Узбекистана по Гиссарской долине, пришла в негодность. Она стала ближе к описанию столетней давности: «Мы вступили в плодородную Гиссарскую долину. Арб нет и помину, а значит, нет и арбяных дорог. Те же кущи кишлаков, та же пыльная дорога», - писал русский офицер Литвинов в конце 19-го века, побывавший в Гиссарском бекстве в составе одной из военных экспедиций.
Правительство Таджикистана, наконец, взялось за восстановление этой дороги.
Корреспондент «АП» совершил поездку по ней - с контрольно-пропускного пункта «Дусти» до столицы.
КПП «Дусти»
В ГОДЫ Союза здесь располагался пост ГАИ. Место называлось Чумчук-джар. Это было нелюдное место, в народе о нем ходила дурная слава – людей пугали джиннами и дивами. Сюда редко кто, кроме чабанов, заглядывал без страха.
С приобретением независимости тут стало людно. В пору, когда отношения с Узбекистаном были нормальными, народ валил толпами туда и обратно. Цвела беспорядочная челночная торговля. Постепенно слово «граница» вытеснило из лексикона старое название местности. Чумчук-джар перестал быть местом обитания диких птиц и животных, джинны и дивы тоже исчезли, вместо них появились пограничники и таможенники. Сегодня именно они являются хозяевами, а до них почти 10 лет тут хозяйничали валютчики, перевозчики, челноки и контрабандисты.
За эти годы построили новые объекты, КПП преобразился коренным образом – вокруг добротно, чисто, уютно, провели водоснабжение, посадили деревья. Через границу проезжают фуры зарубежных фирм и зачастую подолгу стоят в ожидании таможенного досмотра.
В проект реконструкции автодороги до Душанбе включено улучшение инфраструктуры поста. Значит, тут будет современный пограничный городок. Территория КПП огромная, земли вдоволь и вокруг него. В случае потепления отношений с соседями можно построить приграничный базар, о котором местные часто поговаривают.
Мечта скоро сбудется…
ПУТЬ в Душанбе начинается со стоянки такси. Перевозка пассажиров лежит на частном извозе. Качество обслуживания очень примитивное, таксисты обычно грубы. Цену устанавливают сами, до Душанбе просят от 25 до 50 сомони. Некоторые перевозчики возят исключительно гостей из Узбекистана – их можно обдирать сколько угодно.
Извозчиков пугает светлое будущее трассы: если дорога будет качественной, то государство точно пустит по ней дешевые автобусы, которые могут забрать у них клиентов. Кроме того, говорят, что автодорога станет платной, и это беспокоит уже всех.
В нескольких местах посередине дороги оставлены места – говорят, что это для строительства плазы…
Народ доволен новой дорогой. Житель села Вахдат выразил свое восхищение: «отродясь не ездил по классной дороге, и скоро сбудется мечта».
Дорога от границы до алюминиевого завода уже заасфальтирована, но таксист замечает, что почему-то она стала боле узкой, чем раньше. Невозможно выйти на обгон, когда впереди едет фура.
- Не мерил лично, но в районе Старого Регара ширина не более 10м, – говорит водитель.
А по официальной информации, участок от города Турсунзаде до границы с Узбекистаном должен быть двухполосным, шириной 15 метров, а от Регара до столицы – четырехполосным (первой категории), шириною 25 метров.
Падение символа
НАЧИНАЯ с «ТАЛКО» дорога в Душанбе расширяется. Улучшение, конечно, невообразимое, но пока реконструкция не завершена, есть неудобства. В пяти местах дорога имела крутые подъемы. Первые два из них находятся сразу за «ТАЛКО», сейчас они стали намного ровнее, крутые повороты исчезли, дорога стала более безопасной. Тут почти не было сноса жилых домов, убрали старые остановки, ушли в небытие кое-какие торговые объекты и точки обслуживания техники. Символическим стало падение огромной металлической буквы «А» – знака алюминиевого завода. В ходе строительных работ земля под ней провалилась, и она упала в образовавшийся обрыв. Местные шутят: «Это была плохая примета - с того дня у алюминиевого завода начались проблемы с финансами….».
Снос
ПОД полный или частичный снос в Турсунзаде, Шахринаве, Гиссаре и Рудаки, через территории которых проходит трасса, попали 650 домохозяйств.
Хозяевам дали равноценные участки или выплатили компенсацию, так что никаких жалоб по этому вопросу нет. Один из них, Мардон, уже успел построить дом. Остальные продолжают переселение.
Подлежавшие сносу дома, магазины, ларьки, деревья, заборы были отмечены красной краской, и люди заранее знали, какие дома или объекты будут убраны. Строители воздержались от сноса кладбищ и мечетей, что очень понравилось населению.
Сооружения
НАСЕЛЕНИЕ кишлаков, через которые проходит трасса, интересовал вопрос о подземных переходах. Например, во многих из них школа расположена через дорогу. Как уверяют строители, будут зебры и светофоры, но строительства подземок в проекте не было. По мнению людей, такие подземки нужны были на Гиссарском повороте, в селении Чузы, в Шахринаве, в центре колхоза «Дусти», а также возле соборной мечети Регара.
Большой масштаб работ в Шахринаве. Часть спуска в долину реки Каратаг и соответствующий подъем в Шахринав с тремя мостами – самый трудный участок трассы. Тут сильно поднимают дорогу. В народе сначала ходили разговоры о том, что построят эстакаду, но слухи не подтвердились.
Мосты и водоводы - самая трудная часть работы. Всего была запланирована реконструкция более 10 мостов, а водоводов и не перечислить.
Всем пользователям дороги порядочно надоели ямы, заторы, пыль, ругань. Людей удивил порядок работы строителей. На участке от Шахринава до бывшего поста ГАИ в Гиссарском районе старый асфальт пришел в такое состояние, что в ямках можно было играть в очко с мячом. Остроконечные куски асфальта торчали, как ножи, и часто приводили в негодность автошины. Строители, оставляя их на потом, сначала снимали хороший асфальт.
Китайцы
ДОРОГУ строят китайцы – рабочие компании «Чайна роуд».
Общаться с ними сложно. Главный барьер – языковой, ведь многие из них не знают ни русского, ни таджикского.
Молва о том, что китайцы едят все, что движется, не подтвердилась. Дети одного из кишлаков принесли им черепаху и привели осла для продажи в надежде заработать, но китайцы посмеялись и прогнали их.
Здесь работает много местных, они говорят, что у китайцев строгая дисциплина - 12 часов работы, без выходных. Правда, можно отпроситься, но за те дни наряд не закрывают. Получаешь плату только за дни работы. Не любят, когда болеешь или отпрашиваешься. Отгул – только за свой счет. Очень бережно относятся к технике и инструментам.
Рахмонали работает у них подсобным рабочим. С флажком в руке регулирует движение, когда каток ровняет песок, собирает большие камни и выбрасывает на обочину, а также сторожит технику. За целый месяц работы без выходных получает 1200 сомони.
На обед китайцы тоже много времени не тратят, едят стоя и быстро, для этого им достаточно 10-15 минут. А Рахмонали с друзьями тратит час на обед, полчаса на перекур…
Ландшафт
УЗКАЯ дорога в две полосы, окаймленная кривыми, низкорослыми тутовыми деревьями, уходит в небытие. Когда выкорчевали придорожные деревья и ровняли арыки, ландшафт сильно изменился. Вначале пассажиры такси и маршруток теряли ориентиры своих остановок. Исчезли кибитки, и теперь власти призывают строить дома в два этажа и покраше.
Проектом предусмотрено также озеленение территории вдоль дороги, планируется посадить более 13 тыс. деревьев.
Планируется завершить реконструкцию дороги 30 октября этого года. Инженер из Австралии Даг Девиес, который руководит консультационным отделом, доволен ходом выполнения работ. Он прогнозирует, что таджикские дороги скоро будут похожи на австралийские.
Правила комментирования
comments powered by Disqus