Интервью с заместителем Генерального директора ИАЦ Андреем Карповым.
ИАЦ: Итак, рейтинги Казахстана пересмотрены в сторону прогноза "негативный", что стоит за этим решением S&P?
А.Карпов: Пока что это только тенденция, которая касается не только Казахстана, но и ряда других стран постсоветского пространства. С учетом неблагоприятных прогнозов для мировой экономики на ближайшие два-три года, такие оценки со стороны рейтинговых агентств не кажутся чем-то из ряда вон выходящим.
Но, конечно, в этих оценках заложена и определенная политическая составляющая. В момент, когда Президент Казахстана приглашает инвесторов активнее вкладывать средства в казахстанские проекты, международные агентства, пусть и не в открытую, пусть в таком "завуалированном" формате - через систему рейтинговых оценок, но все-таки предостерегают желающих вложиться в казахстанскую экономику на ближайшую перспективу - риски возрастают, перспективы стран с сырьевой ориентированностью экономики достаточно туманны.
ИАЦ: Тогда поставим вопрос иначе: можно ли считать подобные заявления в нынешней геополитической ситуации дополнительным средством давления на Астану?
А.Карпов: Некоторые эксперты в Москве именно так и комментируют подобные рейтинги. Отсюда и призывы создать "евразийское рейтинговое агентство". Уйти от прессинга со стороны международных структур. Первый раз такая волна пошла в 2008-2009 году, сейчас, как мне кажется, история повторяется. Я знаю двух-трех серьезных чиновников экономического блока в РК и РФ, которые уже несколько лет серьезно прорабатывают эту тему. С созданием ЕАЭС процесс, не сомневаюсь, будет ускорен. Но от создания агентства до международного признания - путь не близкий.
S&P существует с 1840 или 1860 года, сейчас точно не вспомню. Но эти рейтинги базируются на "кредитной истории" самого агентства. Любая новая структура эту историю должно еще заработать. Но и потерять авторитет можно легко. Вспомните ситуацию с инвестиционными банками в 2008 году. Падали финансовые институты, которым агентства присваивали наивысший рейтинг.
В феврале 2013 года правительство США подало в суд на S&P, требуя получить возмещение ущерба в размере 5 млрд долл за введение инвесторов в заблуждение. Так что тут все далеко не так однозначно.
Кстати, казахстанские "пикейные жилеты" выдали, как всегда, широкий спектр версий, объяснений, почему все так происходит: от: "во всем виноват ЕАЭС и проблема Крыма" до "Келимбетов все развалил". Т.е. у кого какие личные антипатии, на того и пытаются свернуть "тему". В этом плане, народные эксперты из Астаны и Алматы страшно похожи на нас, на русских. У нас тоже "Чубайс во всем был виноват". Похожи, похожи..Даже если они примеряют наряды "убежденных русофобов".
ИАЦ: Почему на Крым и Россию списывают такие проблемы, примерно понятно. Запад усиливает давление на Астану именно как на союзника России в Центральной Азии. А причем здесь глава казахстанского Нацбанка?
А.Карпов: Глава Нацбанка РК со времен Марченко любимый объект для критики со стороны журналистов, депутатов и некоторых чиновников.
А по содержательной стороне - в пресс-релизе речь шла "об ухудшении предсказуемости монетарной политики и эффективности механизмов денежной трансмиссии". Это, видимо, и есть та часть аналитических выводов, которая касается деятельности Нацбанка.
Но и тут возникают вопросы, касающиеся критериев, на основании которых делаются подобные выводы. У меня как раз нет сомнений в том, что доводы аналитиков S&P могут быть оспорены, оценка, по меньшей мере, дискуссионная. Понятно, что это не научный симпозиум и не Астанинский Экономический форум. Но что за подход?Такие выводы - как гвозди вбивают. S&P опубликовал свой прогноз - все! Вопрос исчерпан!
Кстати, нам в этом плане повезло еще меньше. Когда рейтинговые агентства понизили в апреле рейтинг России на основании того, что в первом квартале 2014 инвесторы вывели из России $70 млрд. долл. — больше, чем за весь 2013 год, то в аналитическом отчете было зафиксировано буквально следующее - "Пока что, это наиболее ощутимый результат политики России в отношении Украины". Т.е. политическая составляющая просматривалась еще более рельефно.
ИАЦ: Т.е, резюмируя, ко всему надо относиться философски?
А.Карпов. Проводить реформы. Ликвидировать "узкие места" - наводить порядок в банковском секторе. Полагаю, что и девальвация тенге - один из инструментов, микширующих влияние кризисных явлений в экономике. Необходимо доверие и политическая воля. Тогда никакие рейтинговые агентства не способны создать нерешаемые проблемы для власти.
Правила комментирования
comments powered by Disqus