Здесь представлены узоры (всего лишь небольшая часть), собранные художником М.В.Рындиным, изданные с предисловием А.Н.Бернштама (М.В.Рындина. «Киргизский повествовательный узор». Академия наук СССР, Ленинград-Фрунзе, 1948 г.).
К сожалению, даже в узорах кыргызам не дали покоя. И если А.Н.Бернштам еще писал в годы, когда старшинство старшего брата еще как-то маскировалось, и мог себе позволить говорить о том, что кыргызский узор равен 500 тысячам строк Манаса, то в последующие годы ситуация изменилась. Стали писать о том, что растительный орнамент был заимствован у оседлых народов, а узоры, собранные М.В.Рындиным, были либо полетом фантазии одной женщины, которая объяснила ему всю семантику узоров, либо заимствованием у дунган. При этом, как и в случае с узорами енисейских кыргызов, упор делался на то, что кочевники не могли использовать растительный орнамент и, следовательно, заимствовали его у оседлых народов.
Так, например, мотив березовой ветки в торевтике кемских (енисейских) кыргызов, обозван виноградной лозой и естественно «заимствован» у иранских (индоевропейских) народов. Береза до сих пор почитаемое дерево у хакасов, тувинцев, алтайцев, шорцев; березовые ветки, например, используются при свадебной церемонии. Точно так же практически все узоры, собранные Клавдией Антипиной, в тогдашней Ошской области также объявлялись заимствованными у оседлых народов.
Повод тот же самый, так как кыргызы – кочевники, то любые растительные узоры заимствованы у оседлых народов. Тогда почему же любые животные мотивы не признаются заимствованными у кочевых народов? Или что, кочевники никогда не видели растений и не могли применять их в своем искусстве? К сожалению, остатки самоуничижительного конформизма с авторитетами с имперских научных центров все еще довлеет над сознанием кыргызов.
Вспомним те же споры с наличием или отсутствием танцев среди кыргызов. Как же эта проблема разрешилась? Молодежь просто начала танцевать и все. Поэтому нужно просто вышивать узоры и применять их по назначению, особо не напрягаясь по поводу того, кому они, по мнению советских коммунистических богословов, принадлежали.
Образцы узоров, передающих образы сказочных и религиозных существ
Образцы узоров, передающих образы природы
Образцы узоров, передающих образы людей
Образцы узоров, передающих образы растений
Структура и комбинации повествовательных узоров
И так далее… Мне бы хотелось привести здесь некоторые узоры, обозначающие благопожелания.
Таким образом мы можем говорить о том, что у кыргызов была не только алфавитная письменность – битик, но и идеографическое, рисуночное письмо в виде узоров, которое, кстати, упоминается и в эпосе Манас.
Правила комментирования
comments powered by Disqus