Более 60 тысяч кыргызстанцев, проживающих на юге страны, третий месяц остаются без природного газа. Уже очевидно, все заверения чиновников, что вот-вот подача голубого топлива из Узбекистана возобновится, несостоятельны. Топлива не будет. Ни завтра, ни через месяц, ни, наверное, к концу года...
Дружба - как мало в этом звуке
Мало кто помнит, что много лет назад, еще во времена президента Аскара Акаева, между Бишкеком и Ташкентом был подписан договор о вечной дружбе. Как полагается, под звон хрусталя и брызги шампанского. Но этот стратегический документ, как и тонны других, на деле оказался просто бумажкой. Нынче Кыргызстан и Узбекистан не могут похвастать теплыми отношениями, несмотря на соседство и вековую историю тесного сосуществования.
Некоторые эксперты обозначили статус нынешних кыргызско-узбекских отношений как вынужденное общение. Можно добавить, что общается все больше официальный Бишкек. Правительственные службы периодически сообщают, что коллегам в Ташкент летят телеграммы, отправляются письма и уведомления, делаются звонки. В ответ - тишина. Власти РУз отмалчиваются. И надо признать - большинство из ключевых проблем, существующих между Кыргызстаном и Узбекистаном, так и не нашли решения за этот период. А проблем накопилось много. Помимо бесперебойных поставок газа актуальным вопросом остается претензия соседей на строительство в КР Камбаратинской ГЭС-1. Узбекский лидер неоднократно озвучивал свою позицию против этой стройки века. Ислам Каримов также выступает против строительства Рогунской ГЭС в Таджикистане. Собственно, после того как Бишкек заявил о намерении реализовать стратегически важные для КР проекты в гидроэнергетике, отношения между двумя братскими странами заморозились. Остаются нерешенными и приграничные вопросы.
Кизяк - как много в этом слове
Жители кыргызстанского юга, поняв, что природного газа не дождутся, стали массово собирать дровишки. Саманные печки появляются повсеместно. Жить как-то надо, и решать повседневные проблемы тоже. Дрова, уголь нынче на юге пользуются особым спросом. И кизяк тоже.
«Кизяк - хорошее подспорье», - говорит политически подкованный житель Оша Акрам. По его мнению, газа не будет еще долго. «А кизяк есть. Надо заготавливать. Пригодится», - добавил он. Акрам рассказал, что все его родственники, живущие в Оше, разделяют его мнение и тоже принялись за заготовки этого вида топлива.
Почему молчит «Газпром»
Российский «Газпром», ставший владельцем ОсОО «КыргызГазПром» - дочерней компании ОАО «Кыргызгаз», молчит. Он не комментирует сложившуюся критическую ситуацию. Правительство КР уверяет, что российские партнеры держат руку на пульсе и пытаются урегулировать инцидент.
Эти заверения больше смахивают на сеанс психотерапии, дабы притупить нервозность жителей юга. Однако наши чиновники, как мантру, повторяют: газ вот-вот будет.
Генеральный директор ОАО «Кыргызгаз» Тургунбек Кулмурзаев еще 22 апреля, выступая на заседании парламентского комитета по топливно-энергетическому комплексу и недропользованию, обещал: завтра-послезавтра природный газ на юге Кыргызстана будет. Он усыплял бдительность членов комитета заверениями: идут активные переговоры с «УзТрансГазом». «Пока точной договоренности нет, но в ближайшие дни вопрос решится», - говорил глава ОАО. На дворе вторая половина июня...
Самым честным оказался начальник Ошского управления газового хозяйства Маматкалык Акматов. Тогда же, в апреле, он сообщил ИА «24.kg», что Узбекистан прекратил подачу голубого топлива из-за продажи ОАО «Кыргызгаз» российскому «Газпрому».
Российский инвестор, если верить кыргызстанским чиновникам, пытается договориться с Ташкентом. Но пока безрезультатно.
По данным ИА «24.kg», в начале июня сотрудники Посольства КР в России провели консультации с представителями департамента маркетинга ОАО «Газпром». Последние уведомили, что вопрос поставок газа компанией «Газпром-Кыргызстан» увязан с вопросом выдачи данному совместному предприятию лицензии на «исключительное право на поставку газа в КР, указанное в межправительственном соглашении». Стало также известно, что в конце мая делегация «Газпрома» провела переговоры с узбекской стороной по вопросам поставки газа в КР. Но узбекская сторона до сих пор не обозначила позиции по данному вопросу.
Брат ты мне или не брат?
Очевидно, что между Кыргызстаном и Узбекистаном скопилось немало вопросов. Эти нерешенные проблемы, что тоже очевидно, влияют на общую ситуацию в регионе и затрагивают сферу безопасности, пограничные, энергетические, гуманитарные и торгово-экономические аспекты. Теперь нерешенность может повлиять, и повлиять исключительно негативно, и на внутриполитическую ситуацию в КР.
По мнению политолога Бакыта Бакетаева, «для узбекской стороны стало характерным выстраивание отношений с Кыргызстаном с позиции ультиматумов». «С целью достижения намеченных планов узбекская сторона использует проверенные на практике рычаги воздействия на КР (прекращение подачи газа на юг страны, закрытие контрольно-пропускных пунктов)», - говорит он.
Эксперт не разделяет оптимизма господина Кулмурзаева, заверяющего, что голубое топливо из Узбекистана вот-вот начнет поступать абонентам юга КР. «Обычные хозяйственные отношения между двумя смежными компаниями двух стран перешли в геополитическую плоскость», - полагает Бакыт Бакетаев. По его мнению, это произошло и потому, что «сыграл свою роль украинский синдром».
Политолог предлагает смотреть на созданную проблему через призму ситуации на Украине. «Никто из кыргызстанских чиновников, в том числе высшее руководство, уже не решит вопросы с Ташкентом. Их (вопросы) придется решать Алексею Миллеру в части, касающейся возобновления поставок природного газа нашему потребителю. А остальные наши споры с Узбекистаном возможно решить при посредничестве третьей стороны - России или Казахстана», - сказал Бакыт Бакетаев.
Он считает, что оппозиция обязательно воспользуется ситуацией. «А что она еще может, как не погнать еще одну волну недовольства?» - поясняет собеседник.
Однако Бакыт Бакетаев предостерегает оппонентов власти: «Нагнетать ситуацию легче, чем потом ее стабилизировать. И об этом нужно помнить, прежде всего - лидерам оппозиции. Достаточно посмотреть на трагический опыт Украины».
Таких друзей врагов не надо
Оппозиция на то и оппозиция, чтобы все проколы властей использовать в своих корыстных целях. А как расценивать заявления наделенных мандатами и полномочиями госслужащих?
Вот в парламенте нашлись те, кто предлагает решить проблему, подкинутую Ташкентом, просто, если не сказать - тупо. Некоторые депутаты предложили перекрыть воду, поступающую в Большой Наманганский канал. Еще нашлись умники, предлагающие блокировать узбекский Сох или, на худой конец, прекратить подачу газа в этот анклав. О мудрости, как видите, речи не идет.
С оптимизмом в будущее
Заслуженный экономист КР Джумакадыр Акенеев призывает не драматизировать газовый вопрос. «Насколько мне известно, ОАО «Газпром» намерено решить вопрос с поставками голубого топлива не только на юг Кыргызстана, но и на север страны, например, в Нарынскую область», - рассказал он.
По его данным, российский инвестор планирует протянуть газопровод из Оренбурга, что позволит обеспечить регионы Кыргызстана газом и исключить зависимость от узбекских поставок. А пока, как сообщалось, предлагается обеспечить южан сжиженным газом. Джумакадыр Акенеев говорит, что российская компания готова взять на себя эти поставки и даже снизить цену. Сжиженный газ будет поступать и для потребителей севера.
Проблема пока одна - завершить процесс оформления сделки между ОАО «Кыргызгаз» и «Газпромом». По мнению собеседника, на это потребуется время. «Безусловно, за ситуацию с отключением ответственность должен нести «Кыргызгаз», его руководство, - говорит Джумакадыр Акенеев. - Переговоры о покупке компании российским партнером велись достаточно долго, и можно было бы предусмотреть все возможные риски, в том числе связанные со сроками подписанных контрактов».
«Ведь раньше всегда договоры на поставку природного газа из РУз подписывались сроком на год. И как ни крути, формально «УзТрансГаз» прав», - пояснил эксперт.
Джумакадыр Акенеев полагает, что «Газпрому» удастся урегулировать возникшую проблему, однако прогнозировать сроки подключения газа он не стал.
Напомню, в 2000 году республика уже сталкивалась с идентичной проблемой, когда Узбекистан перекрыл газ на 1,5 месяца. Тогда Кыргызстан пошел на закрытие Уч-Коргонского водохранилища, питающего Наманганский канал. Через два дня узбекская делегация приехала на переговоры.
Полна коробушка проблем
Газовый аспект рано или поздно будет снят с повестки дня. Но между КР и РУз остаются и другие недоговоренности. Они копятся годами. И, увы, пока предпосылок к восстановлению добрососедских отношений нет.
Если называть вещи своими именами, то Ташкент демонстрирует хороший аппетит. А теперь применяет и шантаж.
Узбекские власти настаивают на решении приграничных вопросов только на своих условиях. Или взять тот же Сох. Сосед не скрывает, что ему нужен коридор в анклав, настаивает на полной остановке строительства Камбаратинских ГЭС. Попытки давления на Кыргызстан и Таджикистан, чтобы воспрепятствовать строительству гидротехнических сооружений на трансграничных реках, прежде Ташкенту не удались. Это вызывает раздражение у соседей.
Проблемными остаются вопросы вокруг объектов, расположенных на территории КР и эксплуатируемых узбекской стороной - Орто-Токойское (Касансайское) водохранилище, подземное хранилище газа «Северный Сох».
Так или иначе, но Бакыт Бакетаев прав. Кыргызстан и Узбекистан стали заложниками геополитического пасьянса. Чем закончится игра, навязанная извне и пока Ташкентом расцениваемая исключительно как «самостоятельной» попыткой стать региональным лидером с правом диктовать свои условия? Можно только догадываться. Нам бы на провокации не клюнуть...
Правила комментирования
comments powered by Disqus