Самое дорогое, что есть у нее - это письмо, которое было подписано первой женщиной, побывавшей в космосе. Оно было послано шестому классу школы Надежды Лесниченко, где она преподавала историю во Фрунзе, название, которым когда-то называлась столица Кыргызской Советской Социалистической Республики в 1960-х гг.
В то время Лесниченко (на фото) приближалась к пенсионному возрасту. Сейчас ей 100 лет и изменилось многое: Фрунзе был переименован в Бишкек, а ее приличная государственная пенсия испарилась вместе с Советским Союзом.
В небольшом доме, в котором она живет одна, снова пропало электричество. Она объяснила, что независимый Кыргызстан платит ей 4 тысячи сом в месяц. По приблизительным подсчетом эта сумма равняется одной трети средней зарплаты страны или 81 доллару США в начале этого года и 76 долларам США сегодня, а с постоянным обесцениванием национальной валюты Кыргызстана наряду с российским рублем, есть вероятность того, что завтра ее пенсия будет еще меньше.
Этого недостаточно, чтобы отапливать ее дом в зимнее время. Ее кошки умерли от холода. Облаченная в стеганое фиолетовое пальто в конце мучительного сезона, у нее была лишь одна новая жалоба: «Теперь мыши кусают меня».
Начиная с обретения независимости в 1991 году, самые бедные государства Центральной Азии изо всех сил пытались обеспечить население основными услугами. В Кыргызстане, Таджикистане и Узбекистане, учителя берут взятки у студентов, чтобы пополнить свою жалкую зарплату. Здравоохранение, которое, как предполагается, бесплатное, делает слишком мало, чтобы сохранить здоровье своих пациентов, и при этом даже не забесплатно. Основная инфраструктура разрушена.
Частью проблемы является относительный размер теневой экономики этих стран. В 2012 году Министр экономики заявил, что в Кыргызстане где-то между 50 и 70% экономики прячется в тени. Такимобразом, налоговыепоступлениячрезвычайномалы.
Вдобавок ко всему прочему, из региона уезжают миллионы рабочих-мигрантов за границу, возможно одна треть рабочей силы в Кыргызстане и половина мужчин рабочего возраста Таджикистана, большинство из них едут в Россию. Как правило, они не платят в государственные пенсионные фонды. Таким образом, у государства совсем не много денег, чтобы распределить сегодня, и ожидается еще меньше, поскольку еще большее число рабочих достигает низкого пенсионного возраста — в Кыргызстане и Таджикистане 58 лет для женщин и 63 года для мужчин, и еще ниже в Узбекистане.
По данным статистики Всемирного банка, в этих трех странах к 2050 году число людей, чей возраст превышает 60 лет, увеличится в три раза в процентном соотношении от общей численности населения или до 15% в Таджикистане, 17% в Кыргызстане и более 21% в Узбекистане. По прогнозам банка, за этот период пропорция пожилых людей, которые смогут фактически получать пенсию в Кыргызстане и Таджикистане сократится, приблизительно, на половину. Банк также отмечает, что сумма, которую кыргызы инвестируют в частные пенсионные программы, по существу равна нулю.
Руководитель Социального фонда Кыргызстана попросил своего российского коллегу рассмотреть вопрос выплаты пенсии его чернорабочим-мигрантам. Но это кажется грандиозным или просто обнадеживающим планом, поскольку сейчас Россия сталкивается с рецессией и возрастающей ксенофобией. Дома все усилия по снижению пенсионного возраста, неудивительно, непопулярны. За прошедшие годы Социальный фонд увеличил выплаты, но признает, что 60% пенсионеров все еще получают меньше необходимого, чтобы удовлетворить свои основные потребности. И каждый год 16 тысяч новых пенсионеров подают заявку на пособие.
Социальный фонд и правительство Кыргызстана в целом, изо всех сил, пытаются завоевать доверие рабочих. Как и большинство правительственных учреждений Кыргызстана, Социальный фонд постоянно обвиняют в растрате и коррупции. В настоящее время бывший директор фонда ожидает суда по делу о растрате.
В этом болоте пожилые люди остаются без внимания, говорит глава маленькой местной благотворительной организации под названием «BabushkaAdoption» Айдай Кадырова. Они дают по 10 евро в месяц примерно 1000 самым нуждающимся пенсионерам, как Лесниченко, «достаточно, чтобы вытащить их из бедности». В зависимой от иностранной помощи экономике Кыргызстана, пожилых людей игнорируют, поскольку «их не считают развитием», говорит Кадырова.
Ее организация соответствует желаниям спонсоров, в основном жителям Запада, которые хотят помочь «babushka», что с русского языка переводиться как «бабушка». Около 93% пенсионеров, получающих помощь, это женщины; мужчины умирают раньше. Организация также помогает с продуктами, очисткой и местом в Кыргызстане, которое похоже на приют: там, где хоть кто-то придет присматривать время от времени.
Это не золотые годы или обещанный рай рабочему, но все же лучше, чем быть в зависимости от одного только государства.
Правила комментирования
comments powered by Disqus