Олжас Худайбергенов, исполнительный директор Ассоциации экономистов Казахстана, прочитал договор о евразийском экономическом союзе и рассказал о плюсах и минусах исторического документа.
По словам экономиста, политическая составляющая договора, которая очень волновала казахстанцев, из окончательного варианта документа убрана полностью, и теперь договор представляет собой только экономическую силу, пишет Today.kz.
Также был заложен очень важный пункт о возможности выхода из союза.
"Были разговоры о том, что вхождение в этот союз предполагает отсутствие права на выход. На самом деле заложен пункт, что Казахстан может выйти из союза. И если в первой версии предусматривался срок в три года, потом в предпоследней версии сократилось до полутора лет, и в подписанной версии — всего лишь 12 месяцев. То есть если Казахстан решит для себя, что союз ему выгоды не несет, то он подает заявление, которое не требует одобрения, то есть в одностороннем порядке, и через 12 месяцев страна считается вышедшей из экономического союза", - отметил он.
"Весь процесс переговоров был прозрачный. Каждый месяц можно было найти версию договора на конкретный период времени и ознакомиться. Сам договор достаточно большой — 150 страниц текста плюс 33 приложения еще на 850 страниц. Я ознакомился со всеми версиями и понял, с чего документ начинался, как менялся, и к чему в результате пришли", - говорит Худайбергенов.
К минусам договора экономист отнес рост отрицательного сальдо между Казахстаном и Россией. Известно, что Казахстан закупает у России намного больше, чем продает, то есть является рынком сбыта для российских бизнесменов и предпринимателей.
Для снижения этого процесса, как считает Худайбергенов, необходимо задуматься о повышении эффективности государственного управления. Необходимо решить извечные проблемы коррупции и улучшения администрирования.
"Что касается плюсов в рамках договора, казахстанская переговорная группа смогла добиться следующих уступок: во-первых, стоимость транзита нефти и газа по территории России будет такой же для казахстанских компаний, как и для российских компаний. Раньше для нас было дороже. Скорее всего, так же будет и по тарифам в других отраслях. По остальным отраслям договоренности пока не такие жесткие. Есть просто формулировка о том, что будет унификация тарифов", - отмечает исполнительный директор.
Весь процесс переговоров был прозрачный. Каждый месяц можно было найти версию договора на конкретный период времени и ознакомиться
Экономист рассказал о ещё одной уступке, по валютной политике.
"Там полная свобода действий, то есть Казахстан делает то, что посчитает нужным, но через 15 дней после принятия решения он уведомляет партнеров. Что касается субсидий по поддержке отраслей, то здесь есть процедура согласования. Вопрос в том, как наши чиновники смогут эффективно этот процесс выстроить", - говорит он.
Также Худайбергенов подчеркивает, что необходимо заставить договор работать на местах, а не только в центре.
Эксперт отметил момент важный пункт по поводу интеграции — наднациональные органы.
"Их будет три: евразийская экономическая комиссия, высший экономический суд и единый финансовый регулятор. Комиссия будет расположена в Москве. Высший суд будет расположен в Минске. Комиссия уже работает, а суд начнет работу с 1 января следующего года. Финансовый регулятор будет находиться в Алматы, но он начнет свою работу в 2025 году. А что собой представляет этот регулятор, пока не ясно, потому что его конструкция, полномочия, компетенция не описаны в договоре. И скорее всего, эти вопросы будут обсуждаться ближе к 2025 году, то есть в 2022-2024 годах. Я думаю, что правильнее было бы евразийскую экономическую комиссию разместить в Астане до 2025 года, пока не появится финансовый регулятор, а потом можно переносить в Москву. Раз уж наш президент является автором евразийской интеграции, то правильнее было бы евразийскую комиссию расположить в Астане, по крайней мере, в первые 10 лет работы евразийского союза", - заключил он.
Правила комментирования
comments powered by Disqus