Они не хотели выходить замуж. У них были свои планы, мечты, но однажды их украли, накинули на голову платок – и началась новая, семейная жизнь. Мы предложили нескольким женщинам с юга Казахстана, где традиционно практикуется воровство невест, рассказать о том, каково это – быть украденной. К сожалению, в этом репортаже рассказаны истории только со счастливым концом, многие героини не согласились дать интервью и сфотографироваться, так как их дальнейшая жизнь сложилась неудачно.
1. Гульжан, 32 года, замужем 12 лет, Мактааралский район, Шымкент:
— С будущим мужем мы не встречались, я совсем не знала его, и вообще не спешила с замужеством. Однажды он прислал сватов. Родители сказали, что я сама должна решать. Я отказалась выходить за него замуж. Я дружила с его сестренкой и она предложила мне выйти погулять. У меня было какое-то предчувствие, догадывалась, что меня могут украсть. В тот день мы пошли не обычной дорогой, а безлюдной. Вдруг к нам подъехала белая машина, он сидел за рулем. Я попыталась убежать, но он меня догнал и затащил в машину. Я плакала и отбивалась, его родственники успокаивали меня. Как только приехали домой, на меня сразу одели платок. За мной приехали мои мама и сноха. Мама сказала, что заберет меня, но я решила остаться. Поняла, что это моя судьба. На следующий день провели обряд неке и мы стали мужем и женой. Со временем я узнала своего мужа и полюбила. Теперь у нас четверо детей. Родители супруга помогли мне адаптироваться в новой обстановке и помогают воспитывать детей. Сейчас у моего мужа небольшая отара овец в 500 голов и все лето мы живем на пастбище и пасем скот. И когда я приезжаю домой, вижу своих родных и детей, то понимаю, что это и есть мой родной дом.
2. Венера Естаевна, 74 года, замужем 55 лет, поселок Карабулак:
– Родилась я в Жаркенте, но через некоторое время мы всей семьей перебрались в Жамбылскую область, а оттуда я поехала в Алма-Ату поступать на исторический факультет. Я поступила, но вот окончить вуз мне не удалось. На ноябрьские праздники я приехала домой. Во времена моей юности нравы были строгие. Поэтому родители отпускали меня куда-либо только в сопровождении моей лучшей подруги и то лишь до 8 часов вечера. На нашей площади в выходные устраивали танцы, на которые мы отправились с подругой и моим молодым человеком, если так можно выразиться. Мы часто с ним гуляли, ходили в кино… Кстати, сходить в кино на свидание в то время было настоящим приключением! Приходилось заходить в зал по отдельности и садиться в разных концах, а когда гасили свет, он подсаживался ко мне, а к концу фильма убегал на свое место. В тот день, а это было 7 ноября, он предложил проводить нас до дома. Едва мы дошли до дома моей подруги, он ей говорит: «Ну, Гайни Сарбековна, оставьте нас наедине, дальше мы сами!». Она тогда очень рассердилась: «Что я твоей матери скажу?! Мы же обещали в это время уже у тебя быть!». После долгих уговоров мы все-таки остались с ним наедине.
Неторопливо идем ко мне домой, на улице никого – можно взяться за руки, и в какой-то момент он заводит меня на какую-то незнакомую улицу. И он мне заявляет, что у него дома барана режут, баурсаки жарят… И как вдруг выскочат две женщины! Накинули на меня платок и давай тащить куда-то! Я тогда маленькая была, худенькая, не смогла отбиться, кричала, но никто меня не услышал. Затащили в какой-то дом, закрыли в комнате. Через некоторое время ко мне запустили девочку, потом другую, чтобы за мной следили. Так я просидела в этой комнате два дня, и лишь на третий мои родные, узнав, что со мной случилось, пришли выяснять отношения с похитителями. Во дворе началась настоящая война, все кричали, ругались. Знаете, мусульманский закон такой есть, что как только девушка переступает порог нового дома, обратно уже нельзя. В общем, долго я думала и решила остаться.
Сыграли свадьбу по всем обычаям. На следующий год я хотела продолжить обучение, на что моя свекровь ответила: «У нас женщины не учатся». Через год родилась первая дочка, потом сын, всего у нас шесть детей. Совсем без образования оставаться не хотелось, и я все-таки уговорила его родителей позволить мне учиться. Поступила на фельдшерско-акушерское отделение, получила красный диплом и проработала в больнице около 10 лет. С родителями моего мужа мы жили до самой их смерти, отец умер в 1974-м, а мать в 1985 году.
Сейчас у меня 21 внук и два правнука! На мужа, конечно, первое время была обида, но сейчас я не могу и дня представить без него! Зимой будем отмечать 55 лет совместной жизни!
3. Халбибе, 60 лет, 32 года замужем, Мактааральский район, Шымкент:
— После окончания университета я начала работать учительницей в районной школе. И там коллега познакомила меня со своим родственником. Она пригласила меня к себе в гости, я взяла трех-четырех подруг и пришла к ней. Потом пришла еще молодежь. И мы устроили вечер. Там прошло еще несколько домашних вечеров. После месяца встреч мы решили пожениться. В те времена всех крали, даже милиции не опасались. В редких случаях девушки писали заявления. Но родители парня не давали ход таким бумагам. Бросались в колени, умоляли и спасали от тюрьмы. Исполняя роль сводниц, женгешки зарабатывали деньги. Парни просили их найти подходящие кандидатуры и свести с ними. Они находили девушек, устраивали у себя дома вечера и создавали площадку для общения стеснительных девушек и скромных парней. После этого женгешек благодарили. Когда мы с женихом приехали к нему домой, все уже было наготове. Соседки как будто насильно завели меня домой и сразу взяли расписку, что я пришла по своей воле. С этой бумагой отправились в дом родителей и сообщили, что я у них. Тогда родители послали гонцов, двух мужчин из нашего дома. Они спросили, принуждали ли меня. Я ответила, что сама пришла. После была свадьба и мы начали жить и узнавать друг друга. Жизнь пролетела незаметно. Все мои три дочери получили образовательный грант и работают учительницами, младший сын учится на врача, и жду не дождусь, когда он приведет в дом сноху. Мою старшую дочку украли насильно, она не была знакома с женихом. Когда она ему понравилась, он посоветовался с ее коллегами. Они отвели ее в кафе пообедать, а после повезли ее к нему домой. Так она и осталась в этом доме. Как только девушка переступит порог, все женщины семьи начинают дружно уговаривать остаться, бабушки ложатся перед порогом и умоляют. Редко кто решается уйти. Моей дочери очень повезло, муж попался хороший, сейчас они с тремя детьми живут и работают в Шымкенте.
4. Айткуль, 55 лет, замужем 35 лет, из Мактааральского района, (рядом с городом Шымкентом):
— Я вышла замуж рано, в 20 лет. С будущим мужем меня познакомила моя подруга. Мы приехали к ней в аул на свадьбу, там он меня и увидел. Позже он еще приезжал ко мне, мы ходили в кино два или три раза, а потом меня украл по моему согласию. Сейчас я мать-героиня, у нас семеро детей. Но не у всех такие хорошие истории, как у меня, моя родная золовка вышла замуж очень неудачно. Она была красивая, молодая, с хорошим характером, а в нашей местности, если девушка тихая, то ее сразу крадут. Со стороны посмотрят, расспросят людей и увозят в свой дом. Когда он украл ее, она сильно плакала, и не хотела оставаться до последнего, но все-таки ее уговорили. Она родила ему ребенка и вроде начала к нему привыкать. Ее муж оказался алкоголиком и бил ее за то, что она вначале не хотела становиться его женой. Потом она развелась с ним и вышла замуж во второй раз, но уже было подорвано здоровье и вскоре она умерла. За меня дали калым в 2000 рублей, потому что у меня не было свекра, только свекровь, и она смотрела по своим возможностям. А за мою сестру, которая вначале выучилась, устроилась на работу и получала 100 рублей, заплатили 4500 рублей. Потом эти деньги все равно возвращаются в дом мужа, в виде моего приданного. Сейчас за невесту дают около 300 тысяч тенге, если не будет таких денег, то вообще не женишься, а украденную девушку ее родственники могут вернуть домой. В мои времена было легче, кто мог дать калым или приданое, тот вкладывался, а кому не позволяли средства, тот ограничивался просто скромной свадьбой.
5. Наргиз, 29 лет, замужем 4 года из Тараза:
— Я работала в больнице, и мой будущий муж был моим пациентом. Так мы с ним познакомились и стали встречаться. Планировали пожениться через год, все шло к свадьбе. Мои родители не соглашались, говорили, что мне будет сложно адаптироваться в узбекской семье, что надо будет рано вставать, поливать двор, ухаживать за родителями и гостями. Но Шухрат мне объяснил, что у них очень современная семья. Меня папа в детстве баловал и всегда говорил, что главное – учеба, работа, а потом уже замужество. Однажды к нам приехал лучший друг отца и его племянник. Племянник предложил мне посидеть в кафе и пообщаться. Мы обедали вместе с ним, когда позвонил Шухрат, и я рассказала ему, что ко мне пришли свататься. У друга отца были самые серьезные намерения, он так и сказал: если племяннику понравится Наргиз, мы сразу заберем ее. Я попыталась успокоить Шухрата, говорила, что я не придаю значения этой встрече. Но он сильно забеспокоился и начал ревновать. Он заехал за мной, и мы сидели до ночи, потому что он думал, что если я вернусь домой, то меня сразу увезут. Часам к двенадцати мы с друзьями собрались в кафе. Он объяснил им ситуацию: мол, к моей девушке пришли на смотрины, и боюсь, что больше не увижу ее. Тогда один из друзей, Борис, предложил: «Шухрат, давай ее украдем». Компания была уже навеселе, и идея всем понравилась. Муж потом признался, что один он вряд ли смог бы меня украсть, а когда его друзья поддержали, то воодушевился. Борис попросил официантку принести ручку и бумагу и сказал, чтобы я написала расписку о том, не имею претензий, если меня украдут… Приехали домой к нему всей компанией, я сидела в машине, а они все стояли во дворе, так как не знали, как сказать родителям о том, что привезли невесту. Ребята с ноги на ногу переминаются, потому что все выпившие и боятся появляться в таком виде перед взрослыми. Потом шум услышал отец Шухрата, вышел и спросил, что случилось. Ему отвечают: «Мы вам привезли сноху». Тогда он засмеялся: «Что так поздно? Привезли на ночь глядя, не могли утром украсть?!». Он сказал, чтобы меня отвезли домой, дал обещание, что все сделает для того, чтобы мы поженились. Мама Шухрата позвонила моим родителям и объяснила, что мы любим друг друга и хотим пожениться. Когда меня привезли домой, я очень волновалась, как отреагируют родители, но они меня встретили со смехом: «Что, украли и снова вернули?». И долго еще отец подсмеивался надо мной из-за этого случая. Мне собрали хорошее приданое, и мы сыграли две свадьбы: в моем доме по-казахски, а у Шухрата – по узбекским обычаям. Сейчас растим дочку и живем счастливо.
6. Айжан, 26 лет, замужем 6 лет, из Тараза:
— Мы с мужем встречались около шести месяцев, потом он неожиданно меня украл. Я тогда была студенткой третьего курса, и родители мне советовали не торопиться с замужеством. И вообще предупредили меня, что все равно не дадут разрешения на ранний брак. Но мой будущий муж шутил, что все равно украдет меня. Однажды он заехал за мной вечером, чтобы погулять. А вместо этого привез к себе домой. Он был какой-то странный, и я поняла, что решил меня украсть. Как только я вышла из машины, бабушки сразу накинули на меня белый платок. Во дворе было много людей, меня вели под руки, и прежде чем я перешагнула порог дома, я вылила масло на огонь, это был такой обычай. Меня всю окурили адраспаном (гармалой), после этого я перешагнула порог дома с правой ноги. Для меня приготовили отдельную комнату, одна ее часть была отделена занавеской. Обряд неке (мусульманское бракосочетание) был одновременно вместе со свадьбой. Как только на меня накинули платок, родителям сразу позвонили, два брата моего мужа приехали к нам домой и рассказали обо всем родителям. Сперва отец рассердился, но потом успокоился. Теперь я принадлежу другой семье. Сейчас мы с мужем ждем третьего ребенка и я очень счастлива!
7. Шынар, 28 лет, замужем 5 лет, из села Ровное (рядом с Таразом):
— Я не была знакома с моим будущим мужем. Однажды позвонил какой-то неизвестный мне парень, сказал, что хочет познакомиться. Мы пообщались немного, и он пригласил меня на свидание. Вечером я решила поехать в город, и по пути назначила ему встречу возле магазина. Познакомились, пять минут поговорили, он мне вроде понравился, но я еще не успела понять, что он за человек. Я собралась уходить, а он вызвался меня подвезти. Согласилась, села в машину. Смотрю по сторонам – вроде не та дорога, а он меня успокаивает: «Мы сейчас к другу заедем, есть неотложное дело». Оглянулась, а позади едут пять-шесть машин с включенными фарами и сигналят. Он привез меня в соседний аул – и тут я все поняла. На меня накинули платок и завели в дом. Я стала плакать и бить его, кричать: «Зачем ты меня украл? Я даже не знаю тебя!». Он сам плачет в углу, оправдывается: «Это все дедушка виноват, он сказал, чтобы я без снохи не возвращался». Я говорю ему: «Надо же было хоть немного друга друга узнать!». А он успокаивает: мол, потом «узнаемся»! Мой муж – первый внук старшего сына, и поэтому его дед, в то время сильно заболевший, поставил ультиматум: «Чтобы сегодня привез невесту, а иначе домой не пущу!». Тогда он призадумался, кого же ему выбрать. До этого он меня видел пару раз со стороны и решил, что я ему подхожу. Оказывается, его дед приходил в больницу, где работает моя мама, и все расспрашивал про меня: сколько мне лет, где я учусь. Позвонили моим родителям, и они отправили гонцов – моих братьев. Старший брат пришел, осмотрелся по сторонам и говорит: «Вроде приличная семья, тебе уже 24 года скоро будет, пора выходить замуж, оставайся». Я решила, что это судьба. Через два месяца я забеременела, и при токсикозе стала капризничать и обижаться по мелочам. Конечно, из-за этого было непонимание, мы совсем чужие друг другу были. Ходила жаловаться к маме, а она успокаивала: «Ничего страшного, лучше мужа все равно не найдешь, возвращайся домой». Сейчас у нас двое детей, старшему сыну четыре года, младшему год исполнился, и мы живем с мужем очень хорошо. Действительно, лучшего супруга я бы не нашла. Он образованный, работает, строит большой дом и заботится о нас. И по характеру он спокойный, трудолюбивый, не курит, не пьет и всегда советуется со мной, считается с моим мнением. Я сейчас работаю акушеркой в местном медпункте. Главное в семейной жизни – уважение к мужу и знать свое место. Мама всегда учила меня: если мужчина куда-то уезжает, то не спрашивай, куда. Потому что мужчина добытчик и не должен сидеть дома. Свадьбу мы сыграли 30 декабря 2009 года. Оказывается, я попала в семью, которую все называют декабристами. Мол, Абитаевские все декабристы! После нас женили еще двух деверей в декабре, отец моего мужа женился в декабре, и сам дед женился в декабре. Оказывается, такую традицию заложил дед, так как считает, что в декабре уже есть согым и удобно устраивать большие мероприятия.
Правила комментирования
comments powered by Disqus