Издание Library.cqpress.com опубликовало ряд материалов под общим названием “Emerging Central Asia - CQ Global Researcher: Exploring” - “Поднимающаяся Центральная Азия”.
Одному из них предпослан заголовок “Russian Exodus Transforms Central Asia” - “Русский исход трансформирует Центральную Азию”. Есть там еще подзаголовок: “There is no future for young Russians” - “Нет никакого будущего для молодых русских”.
Разговор там начинается с упоминания нашумевшего письма 138 казахских политиков и культурных деятелей президенту, в котором они ставили вопрос о внесении такого изменения в Конституцию, которое сделало бы казахский язык единственным официальным языком страны.
Но, отмечается далее в указанном материале, меньше, чем одно поколение назад, в большинстве своем граждане в республике не были этническими казахами и не владели казахским языком. И столь резкое изменение ситуации стало возможным отчасти потому, что миллионы этнических русских покинули Казахстан, переезжая в основном в Россию.
В общем-то, это так и есть. Однако следует, видимо, все же отметить то, что соответствующая тенденция стала проявляться еще в те времена, когда “в большинстве своем граждане в республике не были этническими казахами и не владели казахским языком”. Уже тогда находились люди, которые заявляли, что у русских нет будущего в центрально-азиатских республиках.
В 1988 году в одном из своих интервью Александр Сокуров, бывший уже тогда популярным и модным режиссером, на вопрос журналиста одной казахстанской газеты о том, что же он думает о будущем русского населения в Центральной Азии, ответил так: Азия - это гибель для русского человека.
И сказал он это, надо полагать, не ради красного словца. А.Сокуров, который вырос в Туркменистане, просто хорошо знал и знает особенности нашего региона. И может предметно судить о том, каковы же тут возможности выживания для русского человека. И все же в свое время его это высказывание было воспринято как эпатаж, как вызов такого эстетствующего русского советского артиста, который, только начиная получать признание на Западе, считает необходимым подкреплять его пренебрежительными отзывами о Востоке. И не просто - о Востоке, а именно о Советском Востоке.
Сейчас же, по истечении 25 лет (или, по казахским представлениям, времени одного поколения) после публикации этого высказывания, уже даже у нерусского человека из нашего региона, едва ли могут появиться сомнения в том, что он был тогда не прав. Художник как бы предвидел будущее русских как в Туркменистане (откуда он вышел), так и в Казахстане (откуда был журналист, бравший у него тогда интервью).
По последним данным, наша республика в качестве страны исхода потенциальных переселенцев в различные российские регионы и уже решившихся на это людей лидирует в ряду себе подобных на постсоветском пространстве.
Хотя поток выездов в Россию из нашей страны сейчас уже не такой большой, какой был, скажем, в середине 1990-ых годов, он, похоже, остается относительно заметным. Его в основном, как и прежде, составляют представители русско-славянского и европейского населения Казахстана.
А между тем за прошедшие со времен обретения нашей страной государственной независимости годы доля русских в Казахстане сократилась с 37,0% до 25,0%, украинцев – 5,2% до 2,8%, немцев – с 4,7% до 1,4%, белорусов – с 1,1% до 0,6%.
В прошлом, то есть свыше полусотни лет тому назад этническая демографическая картина у нас в республике была совершенно иная. К 1959 году, когда проводилась первая послевоенная общесоюзная перепись, доля казахов в составе населения республики сократилась до рекордно минимального уровня – до 28 процентов.
Теперь, вот, другая крайность. Доля русских сократилась до рекордно минимального за многие десятилетия уровня – до 25 процентов.
Да, Казахстан - уже другая страна. Казахи там восстановили свое численное преимущество. Но при этом успели утратить демографический динамизм.
В ближайшие годы русско-славянское и русско-европейское население Казахстана будет продолжать уменьшаться. У него сейчас очень высокий средний возраст и низкая рождаемость. В обозримом будущем оно сохранится как численно превалирующая или соперничающая с коренным населением этническая и культурная община лишь на Алтае в Восточном Казахстане, вдоль проходящей по территории республики зоны Транссибирской магистрали и прилегающем к России приграничье Северного Казахстана.
Практически весь юг Казахстана, за исключением пока еще Алматы, становится неприемлемой для людей русско-славянского и русско-европейского происхождения зоной обитания.
Примерно такая же картина складывается на западе (за исключением, быть может, Уральска) и в центре (за исключением зоны Караганды). В исторической перспективе будущего у русских в названных регионах, можно сказать, нет.
И не только потому, что казахи становятся там довлеющим этносом. Главная причина – суровые климатические условия и исчезновение рукотворной микроклиматической среды в городах и поселках, экологическая запущенность и деградация, приток новых для Казахстана этнических групп из прилегающих стран и регионов с избыточным населением…
В любом случае, уже ясно, что история Казахстана XX века была историей освоения Казахстана русскими, историей русского Казахстана. А история страны в XXI веке – это будет совсем иная история.
Источник: zonakz.net
Правила комментирования
comments powered by Disqus