На круглом столе в Бишкеке обсудили проблемы сохранения водных ресурсов Кыргызстана и обеспечения населения водой
Спорный и неоднозначный вопрос о том, что ценнее: золотые слитки или замороженная вода, - поднятый в парламенте депутатской группой во главе с «социал-демократом» Эркингуль Иманкожоевой, не оставили без внимания независимые эксперты. На круглом столе в Бишкеке, посвященном проблеме сохранения водных ресурсов Кыргызстана и обеспечения населения водой, его участники внятно объяснили, чем грозит Кыргызстану принятие закона «О ледниках» в той редакции, в которой его пытались подложить на подпись президента депутаты.
Под угрозой исчезновения
То, что дефицит водных ресурсов становится проблемой №1 для аграрной страны, где 94 % воды используется для сельского хозяйства и где от наполненности русел рек зависит наша продовольственная безопасность, уже не обсуждается. С тем, какая неприглядная картина складывается на сегодня, в большей степени остается только мириться. А вот будем ли испытывать жажду завтра - зависит только от нас самих. Так можно кратко резюмировать выступления экспертов на очередной встрече в Клубе экологической журналистики.
- Неутешительный прогноз Гидрометеослужбы на этот год, к сожалению, оправдывается. В Чуйской, Таласской и Иссык-Кульской областях ситуация тяжелая - водность рек ниже нормы и составляет около 64 %, - констатирует начальник информационно-аналитического центра Госкомитета КР по водному хозяйству и мелиорации Екатерина Сахваева. - Воды нет. Всем районам Иссык-Кульской области пришлось урезать лимиты. Организовываем ночные дежурства - ловим за руку тех, кто самовольно захватывает и передает от участка к участку воду… В этой ситуации обвинения в том, что мы кому-то продаем ценный ресурс, просто беспочвенны…
Еще хуже обстоит ситуация с ледниками. Комплексное изучение их состояния последний раз проводилось в 1970-1980 годы. Инвентаризация требует больших затрат, и Кыргызстану, оставшемуся без штанов с развалом СССР, это не по карману.
- Сегодня на территории республики примерно 6,5 тысяч ледников, тогда как на момент составления каталога при Союзе было свыше 8 тысяч. За эти десятилетия Кыргызстан уже потерял около 15 % ледников, - оперирует цифрами замдиректора Центра по изменению климата в КР Шамиль Ильясов.
Объемы ледников уменьшаются безостановочно и, по прогнозам экспертов, к 2100 году почти все ледяное национальное достояние республики, кроме узла Хан-Тенгри, испарится. А первая и основная причина тому - изменение климата. Насколько резко и быстротечно будет происходить этот процесс, настолько нежелательными и печальными окажутся последствия для всего человечества.
- Все будет зависеть от решения по сокращению выбросов парниковых газов, которое единогласно должны принять на конференции стороны Рамочной конвенции ООН об изменении климата, - объясняет Шамиль Аминович. - Пока ситуация по переговорному процессу складывается плохо. Действия по сокращению выбросов стоят денег, и развивающиеся страны не могут позволить себе такие расходы. Мы надеемся на помощь, которую в рамках конвенции должны оказывать крупные державы, но в каком объеме она будет поступать и как распределяться - непонятно. Со своей стороны, наша республика проявила фантастическую волю, взяв на себя добровольное обязательство - сократить к 2020 году выбросы на 20 %. Это очень большая ответственность, от которой тот же Китай, например, отказывается. И наш пример должен стать показательным для других стран.
Философское "Что делать"
К сожалению, в одиночку принять такое глобальное решение и взять ответственность за все страны мира мы не можем, а вот ответить за себя - вполне. И предпринять эффективные (и, да - затратные!) действия для сохранения водных ресурсов - тоже. Но тут уже выбор каждого: оставить своих внуков и правнуков без воды или бросить все силы на сохранение драгоценной влаги.
- Из всех имеющихся водосберегающих установок лучше всего для нашей страны подходит система капельного орошения, которую ее родоначальник Израиль использует на 75 %, мы же этот метод полива почти не применяем (впервые с капельным орошением иссыккульцев познакомил канадский инвестор, за счет которого в некоторых районах области была установлена эта поливная система, - прим. авт.). Почему не применяем? Разумеется, в нашем бюджете нет на это денег. Но в рамках климатического финансирования вся помощь развивающимся странам сегодня составляет 120 млрд долларов. Еще сто планируется выделить дополнительно. И на определенную сумму мы можем рассчитывать, конечно, при условии, что тоже внесем свою лепту, - рассуждает эксперт Ильясов.
Придется ко двору и госпрограмма по водосбережению, разработкой которой нынче озаботилось правительство. Первый вице-премьер Сарпашев дал указание специалистам Госкомитета КР по водному хозяйству и мелиорации составить документ по адаптации к изменению климата. В него, обещают эксперты, обязательно будет заложена программа внедрения капельного орошения - как одного из самых экономичных способов полива земель, приумножающих урожайность.
- Все, что возможно в пределах технического, кадрового и финансового обеспечения (водному ведомству выделяется 500-600 млн сомов при потребности в 2-3 раза больше. -прим. авт.), мы делаем, - уверяет Екатерина Сахваева. - Но есть меры по экономии воды, даже не требующие масштабных финансовых затрат: облесение склонов, строительство новых аккумулирующих емкостей (крупных водохранилищ, бассейнов декадного регулирования (БДР), реабилитация ирригационных систем. Только представьте, ежегодно при транспортировке по каналам с земляным руслом мы теряем 2,5 миллиарда кубометров воды. Надо признать, это громадные цифры!
Золото или лед?
Любопытно, что в этот план по спасению водных ресурсов народные избранники, сочинившие свой закон «О ледниках», не попадают и близко. Оба эксперта единогласны во мнении: ледниковая составляющая не превышает и 10 % от всех водных ресурсов страны. Основной сток рек республики формируется за счет осадков.
- Очевидно, что потеря 6 % - это не катастрофа, гораздо больше водных ресурсов теряется за счет глобального изменения климата - потепления. Но если послушать наших парламентариев, без ледников мы все погибнем от жажды, - недоумевает Шамиль Ильясов. - Даже в случае принятия Закона «О ледниках» и запрета любой деятельности вокруг них они все равно будут таять. Влияние промышленных предприятий, в том числе и «Кумтора», на ледовые массы - как укус комара. Мы не сбережем ледники, если запретим золотодобытчику работать.
- В этом законе есть много противоречий, - дополняет коллегу Екатерина Сахваева. - Например, в документе прописан запрет на любую деятельность, оказывающую негативное влияние на ледники, и вместе с тем, согласно другой статье, средства на их сохранение должны формироваться за счет производства компании. Но какие могут быть взносы, если производство остановится? Подземная разработка, на которую напирают депутаты, в 10 раз увеличит финансовые затраты. А это неминуемо повлечет за собой увеличение себестоимости золота, снизит его конкурентную способность и налоговые поступления в бюджет. Этот документ не направлен на спасение ледников, приняв его, мы только усложним себе жизнь.
Прийти к единому мнению и озвучить итоговое решение по закону «О ледниках» согласительная комиссия должна в течение двух недель. Договориться предстоит и о пресловутом 6 пункте, запрещающем разработку полезных ископаемых открытым способом. Потерять «Кумтор», а вместе с ним все шансы на привлечение дополнительных инвестиций, свою прибыль и внушительные финансовые отчисления в казну, мы не можем. Несмотря на все спорные экологические вопросы приемлемый вариант сотрудничества с инвестором, устраивающий обе стороны, нужно искать. Пока он - единственный кормилец, способный насытить страну и показать, в каком направлении нам нужно идти и развиваться.
Тем временем
Земля в помощь
При поддержке компании «Кумтор» Кыргызский проект снабжения и развития агробизнеса KAED завершил реабилитацию 1,5 тысячи гектаров земли в Джети-Огузском районе Иссык-Кульской области. Церемония открытия двух реабилитированных земельных участков прошла 11 июля возле восстановленного бассейна суточного регулирования (БСР) на территории сельской управы Светлая Поляна. На первом участке в селе Кабак Джети-Огузского района реконструирована насосная станция, очищен БСР, установлены трансформатор и линии электропередачи. В Светлой Поляне восстановлен бассейн суточного регулирования. Второй проект (первый успешный опыт по реабилитации земель в Джети-Огузском районе был получен в 2013-м) обошелся «Кумтору» в $242 тыс.
- После реабилитации ирригационной системы 425 гектаров земли Фонда перераспределения сельхозугодий (ФПС) полностью обеспечены поливной водой, - добавляют в компании.
Завершить работы планировалось только к концу лета, но благодаря общим усилиям и тесному сотрудничеству с местными властями и жителями довести дело до ума удалось уже в июне. По прогнозам, при условии применения технологий по повышению урожайности и современных методов восстановления плодородия почвы фермеры увеличат урожаи сельхоз культур на реабилитированных участках на 50 % и смогут выращивать на этих сотках картофель, чеснок, масличные и зернобобовые культуры.
Правила комментирования
comments powered by Disqus