90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Трансоксианская тройка. О новых геополитических предпочтениях Таджикистана

25.07.2014 11:02

Политика

Трансоксианская тройка. О новых геополитических предпочтениях Таджикистана

О новых геополитических предпочтениях Таджикистана «АП» накануне Душанбинского саммита ШОС рассказал известный политолог Абдугани МАМАДАЗИМОВ.

В НАЧАЛЕ нового, ХХI века таджикский народ, потерявший за более чем трехтысячелетнюю политическую историю обширный ареал своего обитания (от легендарной Хванираты до цветущих оазисов Вароруда), должен сделать правильный геополитический выбор.

Само географическое местонахождение Таджикистана дает нам хороший выбор (точнее, сочетание выборов) из множества перспективных возможностей:

Евразийский экономический союз;

Шанхайская организация сотрудничества;

Союз персоязычных народов;

Большая Центральная Азия;

Трансоксианская тройка и т.д.

Прежде чем рассмотреть из множества вариантов эти пять основополагающих геополитических предложения, необходимо подчеркнуть историческую заслугу бывшего министра иностранных дел Хамрохона Зарифи, реально внедрившего многовекторную внешнюю политику в условиях небольшого развивающегося государства и тем самым облегчившего нашу задачу.

Если идти в ЕАЭС, то только в качестве полноценного участника

ПАРАДОКСАЛЬНО, но факт: вхождение Таджикистана в Евразийский экономический союз многие эксперты считают наиболее предпочтительным. А парадокс, на наш взгляд, состоит в том, что мы в течение более 20 лет весь свой национальный потенциал и ресурсы направляем на то, чтобы устранить свою однобокую ориентацию на Северо-Запад (через Узбекистан на север). Крупные регионы республики были ориентированы не на свою столицу, а на соседние регионы соседних республик (ГБАО - на Кыргызстан, Сугд - на Узбекистан и т.д.). В настоящее время мы заняты не только созданием современной жизнеспособной национальной экономики, но и устранением ошибок своих (советских), куда уходят десятки миллиардов сомони.

А наша имперская ментальность продолжает смотреть на север. Однозначный выбор в пользу Евразийского экономического союза не лишен также преимуществ для суверенного Таджикистана. Однако из-за слабости национальной экономики мы не можем повлиять на принятие решений на уровне нового Союза, а характер принятия решений в нем не слишком отличается от принятия решений в бывшем Советском Союзе, где слабый молча (т.е. без прав) следует за более сильным. А геополитическая ось истории традиционно проходит по Евразии, и Вароруд (историческая область в Центральной Азии, - прим. «АП»), известный также под названиями Мавераннахр и Трансоксиана, составляет ее сердцевину, поэтому, находясь в центре глобальных трансформаций, мы не можем вторично превратиться в периферию нового Союза. Новая история человечества явно демонстрирует, что именно периферии региональных структур или цивилизационных миров (Украина, Сирия, Мали и т.д.), становятся местом ожесточенных геополитических противостояний. Так, Москва или Астана могут потребовать от нас полного закрытия наших границ на южном или юго-восточном направлении. Поэтому нам на начальном этапе необходимо экономически укрепиться и позже, возможно, входить в него в качестве полноценного участника. Наше участие в ОДКБ явно иллюстрирует нашу лояльность северной стороне.

ШОС и новые перспективы

СУВЕРЕННЫЙ Таджикистан стоял у истоков создания ШОС, и Душанбинские саммиты играли немаловажную роль в ее структурном укреплении, поэтому мы кровно заинтересованы в ее дальнейшем усилении. Именно данная организация и один из ее локомотивов - Китай оказывают нашей стране ощутимое содействие в создании национальной экономики, разрывая природно-географические препятствия и соединяя все регионы в единую целостность. А новая инициатива китайского руководства, касающаяся создания «экономического коридора Шелкового пути», всецело отвечает национальным интересам Таджикистана.

Здесь необходимо подчеркнуть: несмотря на неугасающую у нас (и на постсоветском пространстве в целом) ностальгию по СССР, историческим фактом остается то, что именно его распад позволил суверенному Таджикистану (как и другим советским республикам) самостоятельно входить в мировое сообщество и постепенно интегрироваться в него.

А данная китайская инициатива не только гарантирует решение одной из общенациональных стратегий - выход Таджикистана из транспортного тупика, но и позволит превратить его в удобный перекресток между Дальним и Средним Востоком и между Центральной и Южной Азией. Поэтому нам предстоит разработать серию проектов, которые могли бы гармонизировать с китайской инициативой и выступить точками роста нашей национальной экономики.

Мы уверены, что стремительные геополитические трансформации в пространстве Евразии актуализируют на душанбинском саммите ШОС дискуссии о переходе от принципа «вглубь» к принципу «вширь», когда устранится мораторий на принятие новых членов в организацию.

Последующее поэтапное вхождение в организацию новых членов из числа соседних стран (Афганистан. Пакистан, Индия, Иран и т.д.) даст Таджикистану новые перспективы роста, превратив его в транзитную территорию.

Союз или Большая Азия?

ИДЕЯ Союза персоязычных народов интересна Таджикистану в качестве идеи канала дальнейшего  впитывания своих духовных и культурных корней, что будет препятствовать реанимированию и доминированию в нашем регионе монгольских (степных) ценностей, утверждающих жесткую авторитарность, чинопочитание, неприятие инакомыслия. Поэтому нам необходимо продолжать и по мере возможности усилить научно-образовательные, культурные и экономические связи с Афганистаном и Ираном в рамках этого Союза.

Несмотря на свой уход из региона, США оставляют здесь интересную идею - «Большая Центральная Азия», основная цель которой - создание тесной связи между Южной и Центральной Азией посредством Афганистана. Эта идея интересна Таджикистану тем, что река Пяндж - Амударья не рассматривается в качестве границы между постсоветским и исламским мирами,  соответственно, закрывающейся при каких-то эксцессах на долгие годы, а превращает нашу республику в транзитную страну между крупнейшими странами мира (Индия, Пакистан, Китай, Иран, Казахстан, Россия и т.д.).

Начать нужно с ближайших соседей

ВСЕ рассмотренные геополитические и геоэкономические проекты и структуры (ЕАЭС, ШОС, Союз персоязычных народов, Большая Центральная Азия) были разработаны вне нашего региона и реализуются внутри и вокруг нашего региона, однако некоторые разногласия между странами нашего региона несколько снижают их эффективность.

Рассмотрение нового проекта - «Трансоксианская тройка», охватывающего соседние страны (Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан) нашего междуречья (между Оксом - Амударьей и Яксартом - Сырдарьей), на наш взгляд, в рамках душанбинского саммита ШОС было бы своевременно. Дело в том, что эти три соседние страны, народы которых столетиями жили между этими великими реками в мире и согласии, в последнее время часть своей энергии тратят не на гармонизацию своих совместных проектов, а на противостояние друг с другом в водно-энергетической сфере.

Это противостояние постепенно разделяет наш относительно монолитный регион на страны верховья и низовья, вовлекающие в данную дискуссию как близлежащие, так и далекие страны. Дальнейшее разделение региона по данному принципу не отвечает национальным интересам ни одной из трех стран региона, где бы она ни находилась – в верхнем или в нижнем течении реки.

В настоящее время – время появления окончательного положительного вердикта по Рогунской ГЭС, начала строительства четвертой ветки газопровода Туркменистан–Узбекистан– Таджикистан–Кыргызстан–Китай и реализации десятка других региональных проектов – пришла пора не только разработать региональный подход к совместному использованию водно-энергетического потенциала региона, но и найти консенсус по всему перечню перспектив регионального развития.

Как бы далеко ни продвинулась мировая дипломатия, разрабатывающая новейшие принципы, концепции, механизмы, «дорожные карты», самым понятным и близким нашим народам остается принцип добрососедства. Поэтому само начало обсуждения проекта «Трансоксианская тройка» осенью этого года в Душанбе привело бы к аккумуляции энергии трех стран для решения накопившихся вопросов.

…Накопившиеся нерешенные вопросы между нашими народами, начиная от водно-энергетических до судьбы анклавных территорий, требуют от наших дипломатов и политических лидеров неординарных подходов и решений. Более 40 млн человек с нетерпением ожидают формирования внутрирегиональной оси Душанбе – Бишкек – Ташкент, способной дать второе дыхание региональному развитию Трансоксианы.

Все рассмотренные геополитические структуры по-своему интересны суверенному Таджикистану, однако последний проект - «Трансоксианская тройка» выступает как экзамен на зрелость для дипломатов трех наших соседних стран. Начало совместных дискуссий по самым насущным вопросам совместного проживания между нашими странами без международных посредников (и без сверхдержав), и поочередно в столицах соседних стран, выступает мерилом самостоятельности и зрелости наших дипломатов и политических лидеров.

В противном случае получится как в сказке «Два медвежонка», где после каждого раунда переговоров между медвежатами при посредстве мудрой лисицы размер куска хлеба становился все меньше и меньше...

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://news.tj/ru/node/192128

25.07.2014 11:02

Политика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Мурат Картайбекович Мукамбетов

Мукамбетов Мурат Картайбекович

Руководитель Аппарата правительства

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
173 000

человек живет в "саманном поясе" Бишкека

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30