90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

О тюрко-исламской традиции совершать пожертвования, - Ч.Исраилова, историк-этнолог

О тюрко-исламской традиции совершать пожертвования, - Ч.Исраилова, историк-этнолог

Такие черты характера, как самопожертвование, благотворительность, альтруизм имеют глубокие традиции в исламской культуре и ментальности тюркских народов. Историк-этнолог предлагает рассмотреть исторические и культурно-религиозные традиции турков, на чьей земле оно и зародилось, уходя своими корнями в обычаи филантропии и совершения пожертвований во имя чужого блага.

О древнем обычае даро-обменных отношений у турков доисламской и современной исламской эпох

Как известно, важнейшим элементом любого альтруизма в обществе является готовность членов этого общества посвящать свое время и силы и отдавать свои накопления другим, не ожидая взамен какого-либо материального вознаграждения или приобретения. Надо сказать, что такие черты характера, как самопожертвование, благотворительность, альтруизм имеют глубокие традиции в исламской культуре и ментальности тюркских народов.

Заглядывая в глубину веков, в истории турецкого народа можно найти множество сказаний, посвященных былинному богатырю Коркуту деде, являющемуся одним из главных героев турецкого народного эпоса. По времени эти истории совпадают с важной эпохой перехода предков турков из клановой организации общества в классовое, из шаманизма и тенгрианства в лоно исламской веры и культуры. В этих сказаниях хорошо отображены социально значимые традиции гостеприимства и даро-обменных отношений у древних тюрков. Истории, связанные с легендарным Коркутом, подробно описывают организации совместных праздничных мероприятий, на которых устраивались церемониальные мероприятия с обязательным дарением и получением многочисленных и разнообразных подарков.

У современных турков с тех далеких времен сохранились обычаи свадебного цикла с обязательными взаимными визитами семьи и родственников невесты и жениха, во время которых принято закалывать жертвенное животное для гостей и совершать обязательные подарки.

Современное турецкое общество также известно своим гостеприимством. Хотя формы гостеприимства и меняются в угоду процессам индустриализации и урбанизации и подвержены влиянию трудовой деятельности и демографическим изменениям, обычай гостеприимства не потерял своего значения в Турции. Хотя многие формы выражения общественного гостеприимства и получили форму исламских обрядов и ритуалов, но они уходят своими корнями в более раннюю доисламскую эпоху и культуру кочевников Центральной Азии. Древние обычаи кочевой Азии мигрировали вместе с их носителями в горы и долины Анатолии, и далее широко распространились по всей северной Африке в странах Магриба и на Балканах, которые в средние века были покорены турками. Народы вышеуказанных регионов в течение нескольких столетий населяли провинции огромной полиэтничной и многоконфессиональной Османской империи, постепенно осваивая обычаи тюркских племен-покорителей и в свою очередь ассимилируя пришельцев. Так из этого многослойного и мультикультурного сплава традиций и верований возникли и получили свое закрепление ряд мусульманских обычаев и ритуалов даро-обмена и жертвований, получивших названия саадака, зекет, курбан, берекет, комшулук и др.Но все эти понятия объединяет единая концепция гостеприимства, соседской взаимопомощи и взаимного одаривания.

Что же представляют из себя эти нормы взаимопомощи?

Садака у тюркских народов является одной из краеугольных традиций делиться со своими ближними. Этот термин можно перевести как благотворительность, безвозмездный дар, который совершает человек с искренним намерением угодить Богу и в ожидании получения обратного вознаграждения в мире ином. Он исключает ожидания какого-либо вознаграждения в этой жизни в форме достижения власти, социального престижа или богатства. Саадака делается, как правило, для замаливания какого-либо греха или выражения благодарности за спасение от несчастья. Саадака совершается людьми живыми, а также от имени и в упоминание тех, кто покинул бренный мир. В доисламские времена древние тюрки совершали саадака с целью умилостивить своих богов – богиню Умай и бога Хантенгри, а также для поминания духа умерших предков, близких и родственников –арбаков.

Зекет- это обычай закалывания жертвенного животного во имя Бога и последующей раздачи мяса ближним и бедным после рождения ребенка, после обрезания первых волос новорожденного. Специалисты относят этот обычай к доисламским традициям народов Аравийского полуострова. Современные турки и другие мусульманские народы приносят в жертву животное согласно предписаниям Корана и обычаю, установленному древним пророком. При этом мясо жертвенного животного делится на три части. Одна часть отдается неимущим - это саадака, другая часть раздается родственникам и соседям, и третья часть остается для собственного потребления. В наши дни многие турки отдают все мясо или большую часть туши животного вместе с шерстью и костями какой-либо гражданской организации в стране, ответственной за раздачу помощи неимущим членам общества.

Вакиф или вакуф можно интерпретировать как благодатное знание или действие. Сюда можно отнести написание книг или же последовательную линию обучения или поведения. Первое дело, которое служит идее пожертвования, была объяснена как продолжение благотворительной деятельности. Главное - это то, что существование и практика вакифа содействуют социальной гармонии и сокращает дистанцию между богатыми и бедными. Занятия благотворительными работами – это то, что сегодня входит в функцию государства и национальных правительств, например, здравоохранение граждан, обеспечение начальным образованием, строительство дорог, расчистка арыков и каналов для подвода питьевой воды к городу или поселку и прочее. С целью помочь бедным и нуждающимся вакиф создает социальный престиж и уважение богатым людям, которые готовы пожертвовать свои средства на общественные блага.

Берекет является ещеодним ключевым концептом тюркско-исламской филантропии и означает вознаграждение божественного происхождения, который дается человеку уже в этой бренной жизни. Берекет может быть как нематериальным счастьем или даром, также же и материальным процветанием. Люди верят, что если человек делает добро другому из любви к Богу и без ожидания материальной отдачи, то рано или поздно Бог вознаградит его щедро за проявленную доброту.

Комшулук – это проявление добрососедства, щедрости и добрых отношений к находящимся рядом людям. Согласно мусульманским правилам добрососедство распространяется также и по отношению к соседям и окружающим немусульманам. Так, в пророческих сказаниях упоминаются обычаи доброго отношения к соседям евреям, проявленных Пророком и членами его семьи. Исходя из этого, у турков распространена традиция поддержания хороших отношений к соседям: приветствия с улыбкой на лице, обмен короткой дружелюбной речью, приглашение соседей к чаю или кофе, проявление сочувствия и поддержки во время несчастья или горя в семье и т.д. У турецких женщин-домохозяек принято поддерживать тесные отношения с соседскими женщинами, собираться для приготовления трапезы и проведения других мероприятий.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.ca-news.org/news:1118839/

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
19 млн 42,1 тыс.

человек численность населения Казахстана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31