90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Украинский оселок Почему казахи теряют свои лучшие черты и традиции?

28.07.2014 15:25

Общество

Украинский оселок Почему казахи теряют свои лучшие черты и традиции?

События в Украине рикошетом отражаются и на Казахстане. Общество раскалывается по политическим симпатиям. Одни сочувствуют жителям Новороссии, другие поддерживают Киев, видя в нем символ независимости. За дебатами в Интернете и вне его на задний план отходит то, что дискуссии об Украине обнажили проблемы самих казахстанцев. А именно утрату тех традиционных качеств, которыми испокон веков славились казахи.

Почему вокруг стало так много агрессии? И как случилось, что казахи, во время войны принявшие сотни тысяч вынужденных переселенцев, сегодня с ожесточением требуют высылки женщины с детьми, бежавшей с востока Украины, даже несмотря на то, что она выросла в нашей стране? И почему требуют подвергнуть остракизму тех, кто затеял сбор гуманитарной помощи для жителей Донецкой и Луганской областей? Откуда в нас такая злоба и ненависть? Что случилось с казахстанцами? А ведь когда-то известный писатель и переводчик Герольд Бельгер, чья жизнь неразрывно связана с Казахстаном, писал: "Черты казахской ментальности - это широкая душа, открытость, гостеприимство, простота и доброта". Почему мы теряем эти черты и традиции? У философа Нурлана Амрекулова свой ответ на этот вопрос:

- Связано это с утратой нашей кочевой цивилизации, когда мы были самодостаточны, а потому открыты и щедры. Сейчас народ уже просто выживает, утратив свое "я". Происходит то же, что и везде - глобализация, коммерциализация отношений и т.д. Теряется все - даже апорт.

Политолог из Усть-Каменогорска Жан Кабашев скептически настроен по отношению к казахскому гостеприимству:

- Казахи гостеприимны только тогда, когда им выгодно быть гостеприимными. Посмотрите, как они относятся к оралманам, а ведь это наши братья. А если проанализировать уровень культуры, моральные, нравственные качества, то мы увидим, что казахи страдают от самих же казахов. Это касается всех слоев общества - от чиновников до простых чернорабочих. Отношение к событиям в Украине и вокруг нее - это лакмусовая бумажка для казахстанцев. Надо понять одну вещь: русские все равно будут душой с Россией, потому что национальный инстинкт столь же силен, как пищевой. А казахи сейчас заражаются таким мелкотравчатым национализмом, который в принципе и раньше был, - только сейчас они чувствуют себя в безопасности, и потому языки против русских развязались. Вот у русских присутствует оголтелый шовинизм, хотя и не у всех. Однако если у них шовинизм основан пусть и на мифах, но имеющих реальную основу, то у казахов не мифы, а сказочничество, написанное из головы, потому что так кажется.

Относительно гуманитарной помощи украинцам политолог настроен иначе, и это опровергает его же слова о том, что казахи гостеприимны тогда, когда им выгодно. Ведь никакой выгоды из этого сам он не извлечет.

- Насчет гуманитарной помощи согласен, - говорит Жан Кабашев, - она нужна. Просто проблема Казахстана и казахстанцев - не в украинских событиях, а в самом Казахстане, который, в сущности, сегодня как государство недееспособен. Увы, мне как этническому казаху приходится говорить об этом, потому что любая правда лучше любой сказки, сладкой лжи и самообмана. В следующем году Казахстан, как и весь мир, будет отмечать 70-летие победы над фашистской Германией. И тогда, помимо ратных и трудовых подвигов, наверняка будут вспоминать о том, сколько семей чеченцев, немцев, ингушей и представителей других нацио¬нальностей казахи обогрели и спасли от голода и холода. Что же произошло за минувшие 70 лет, когда и почему мы утратили то, что наши предки веками передавали от поколения к поколению? У казахов есть множество поговорок, связанных с гостеприимством и отношением к соседям. К примеру, раньше старшие в семье всегда подчеркивали: "Доброе соседство прочнее родственных уз". А еще говорили: "Гость приходит - счастье в дом с собой приносит", "Благодарность гостя дороже золотого подарка".

По мнению Герольда Бельгера, "за многие века кочевой жизни на огромных пространствах казахи терпеливо и методично создали и шлифовали две основополагающие ценности - язык и нравы-обычаи. И то, и другое является фундаментом национального духа". Неужели этот национальный дух сегодня угас? Почему утрачиваются исконно казахские свойства, такие, как доброта, гостеприимство? Почему так осуждают людей, затеявших сбор гуманитарной помощи для жителей юго-востока Украины? Откуда столько злобы?

Ответить на эти вопросы я попросила Еркина Байдарова, ведущего научного сотрудника Института востоковедения Комитета науки МОН РК, кандидата философских наук, профессора РАЕ.

- Сегодня все человечество живет в эпоху духовного кризиса, и Казахстан не является исключением. Те процессы, которые происходят сейчас во всем мире, имеют место, к сожалению, и у нас. Современная цивилизация, материальная в своей основе, с ее изначальным стремлением подчинить себе природу и удовлетворить все возрастающие потребности плюс ко всему сложившаяся социальная ситуация в мире конца ХХ - начала ХХI века привела к системному кризису - безработице, инфляции, росту цен, утрате большей части социальных гарантий. Как следствие - духовный кризис и деградация самого человека. Отталкиваясь от этих концептов, мы и должны искать ответы на вопросы, поставленные выше.

В условиях глобализации, когда традиционная культура во многом теряет свою самобытность и уникальность, происходит процесс ее унификации и стандартизации. В общественное сознание средствами массовой информации и пропаганды активно внедряется принцип вседозволенности в погоне за личным благосостоянием, крайнего индивидуализма, культа силы и денег. Под влиянием этих процессов теряют свою ценность традиционные, в том числе и исконно казахские, свойства. Когда по ТВ идет сплошная трансляция различных ток-шоу и "развлекаловок", не требующих осмысления увиденного и услышанного, когда с экрана то и дело показывают насилие, кровь, то, естественно, теряют свой смысл ценности доброты, гостеприимства и т.д.

События в Украине, конечно же, не могут оставить нас безучастными. На юго-востоке этой страны идут настоящие боевые действия. Люди гибнут и со стороны правительственных войск, и со стороны сепаратистов. А между ними находятся мирные граждане, оказавшиеся заложниками амбиций горлопанов от политики. Как следствие, появление беженцев и гуманитарная катастрофа. Как нам известно, мирным жителям, желающим покинуть эту территорию, предоставляются "гуманитарный коридор" и, соответственно, гуманитарная помощь. Поэтому сбор пожертвований (одежда, консервы, медикаменты и т.д. и т.п.) для жителей юго-востока Украины нужно расценивать именно как помощь мирным жителям, а не сепаратистам. Любой, кто искренне хочет помочь людям, имеет на это право. И мы не должны их за это осуждать. Что плохого в том, что люди проявляют милосердие? Нужно поставить себя на место украинских граждан. Не дай Аллах казахстанцам оказаться в такой ситуации. Еще раз повторю: гуманитарная помощь предназначена не сепаратистам, а мирному населению, оказавшемуся в трудном положении, когда до него, по большему счету, никому нет дела. А рассуждения о том, что официальный Киев может расценить подобные действия как враждебные, и поэтому, мол, надо запретить оказание такой помощи, я считаю несерьезными. В любой ситуации нужно оставаться людьми.

Наверное, прав казахский культуролог Таласбек Асемкулов, который несколько лет назад в своей статье "Голод и война" выразил довольно неординарное мнение о бесконечных войнах казахов в прошлом, что привело к исчезновению лучших элементов степного общества и, как следствие, к его генетической деградации. Отсюда злость, зависть, порой и ненависть не только к другим этносам, но и к самим казахам (например, к оралманам). Обмануть, ограбить, убить, продать своего соплеменника становится чуть ли не нормой. Ведь и великий Абай говорил об этом в своих "Словах назидания". Помочь, поддержать, дать шанс подняться у нас считается слабостью. Вот над этими вопросами мы должны задуматься в первую очередь. Мы что-то упустили в процессе "догоняющей модернизации". И в первую очередь в том, что касается морали и воспитания.

Отсюда в том числе и требования выслать назад беженку из Украины с детьми, перешедшую через границу Казахстана. Выслать легко, тут большого ума не надо. А вот для оказания помощи нужна смелость. Но я не думаю, что все так плохо в Казахстане. Большая часть представителей казахской нации не забыла заветов предков о гостеприимстве, добросердечии и взаимопомощи. Именно эти ценности способны помочь Казахстану в достижении амбициозных целей.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://camonitor.com/12353-ukrainskiy-oselok.html

28.07.2014 15:25

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
50,9%

от ВВП составил внешний долг Кыргызстана в марте 2015 г

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31