Дорожная карта Кыргызстана по вступлению в Таможенный союз была утверждена 29 мая (в день подписания Договора о ЕАЭС). В это же время российская сторона обозначила готовность выделить грант в размере 200 млн. долларов на реализацию положений Дорожной карты. Однако для выполнения всех положений Дорожной карты требуется 377 млн. долларов. Предполагается, что ставшиеся 177 млн. выделит Казахстан. Кроме того, Россией и Кыргызстаном создается российско-кыргызский фонд развития с уставным капиталом 500 млн. долларов, которые также обеспечат переход экономики КР к условиям Таможенного союза. Таким образом, учитывая выделенные средства заемного характера и сумму гранта, Кыргызстан располагает 877-900 млн. долларов, направленных на переориентацию экономики. Хотя общая сумма финансовых средств, предоставляемых Кыргызстану Россией (через различные сферы и институты экономики) как минимум в два раза больше. Много это, или мало для Бишкека?
Первой отраслью, которая может понести значительные потери при вступлении в ТС, является сфера торговли. Мелкие розничные сети и население, которое реализует товары домашних хозяйств, разумеется не пострадают. Эти субъекты обладают довольно высокой гибкостью и с легкостью переориентируются к новым условиям самостоятельно. Однако в Кыргызстане функционируют крупнейшие «Дордой» и «Кара-Суу», на которых вступление в ТС сказывается уже сейчас. Основным направлением торговли рынков является товары экспорта из Китая. Экспорт в неограниченном масштабе, или реэкспорт после вступления в ТС будут запрещены. Только на «Дордое» занято свыше 50 тыс. человек. По оценкам экспертов, ежегодно «Дордой» за счёт ввоза продукции приносил государственному бюджету доход в 4 млрд. сомов (около 70 млн. долларов). В настоящее время Казахстанская таможня уже не пускает китайские и турецкие товары, которые киргизы везут с этого рынка. Оборот рынка начал падать еще в 2010 году, составив 2 млрд. долларов (что сопоставимо с четвертью ВВП Кыргызстана за 2013 год). По разным источникам, нынешний реальный товарооборот рынка находится на границе в 1 млрд. Однако дело даже не в 50 тысячах торговцев. Основной позицией экспорта до сих пор является продукция легкой промышленности – текстильные изделия. Если отрасль торговли исчезнет, работу потеряют 200 тысяч человек, занятых в отрасли легкой промышленности.
Было бы логично израсходовать часть выделенных Россией и Казахстаном средств именно на реорганизацию деятельности рынков. Проведённый недавно опрос среди торговцев «Дордоя» показал, что основными покупателями продукции являются Казахстан и Россия (41% и 46% соответственно). В этой связи, ожидается, что Россия и Казахстан не станут закрывать свои границы для товаров текстильной промышленности Кыргызстана, однако постараются максимально оградиться от китайской и турецкой контрабандной продукции. Иными словами, добросовестным торговцам «Дордоя» как раз-таки нечего бояться. Напротив, отмена таможенных пошлин повлечет за собой увеличение дохода «легальных» продавцов. А значит, Кыргызстан должен прежде всего вывести «Дордой» из тени.
Следующим после сферы торговли проблемным сектором экономики Кыргызстана является энергетический сектор, и, прежде всего, электроэнергетическая сфера. Как обозначено в Стратегии развития тарифной политики на электроэнергию до 2017 года, «в Кыргызстане ежегодно вырабатывается в среднем 14 миллиардов киловатт-часов, хотя гидроэнергетический потенциал составляет 142 миллиарда». Проблемы Кыргызстана, обладающего огромным гидроэнергетическим потенциалом, известны давно. В 2013 году, государственная российская компания «РусГидро» начала строительство Верхне-Нарынского каскада из четырех ГЭС общей мощностью 240 мегаватт. Также до сих пор остается в проекте амбициозное строительство ГЭС Камбарата-1. В случае одобрения строительства ГЭС, вместе с Верхне-Нарынским каскадом система обеспечит 80% потребностей населения в электроэнергии. Однако только на Камбаратинскую ГЭС-1 Россия должна выделить 1,7 млрд. долларов. Учитывая затраты на предоставление финансовой помощи при переходном этапе в Таможенном союзе, следует ожидать, что строительство в лучшем случае начнется через 3-4 года, после того, как экономика Кыргызстана окончательно переориентируется в рамках ТС.
Следует отметить, что помощь Кыргызстану может быть оказана не только финансовыми ресурсами, и денежным обеспечением некоторых отраслей экономики. Надо помнить, что в Кыргызстане функционирует российский Газпром, на который у кыргызской стороны большие надежды.
Не отказывается от помощи соседу и Казахстан. Накануне Кыргызстан выступил с просьбой обеспечить до 1 млрд кВт/ч электроэнергии для прохождения осенне-зимнего периода. Астана в этом вопросе также готова идти на встречу. Сейчас стороны обговаривают вопросы цены. Взамен Кыргызстан может обеспечить попуски воды с Орто-Токойского и Кировского водохранилищ для обеспечения сельскохозяйственных нужд юга Казахстана.
Стоит отметить, что сфера торговли и энергетика Кыргызстана – всего лишь две отрасли экономики, которые нуждаются в помощи при вступлении страны в Таможенный союз. Остальные отрасли также ждут больших изменений. Все это требует вливания финансовых средств и активизацию административных ресурсов. Казахстан и Россия понимают, что Бишкек пока не способен самостоятельно обеспечить переход экономики к условиям ТС и ЕАЭС. Ожидается, что помощь Кыргызстану будет предоставлена не только в виде гранта и организации фонда, но и в методическом виде (консультационном), а также в тех сферах, где Кыргызстан традиционно сотрудничает с Казахстаном и Россией.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
- Главная страница /
- Новости /
- Политика /
Чем помочь Кыргызстану при вступлении в Таможенный союз?
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
Дни рождения:
-
Баедилов
Канат Ескендирович57 лет
27 000
человек ежегодно умирает в Казахстане от онкологии
Правила комментирования
comments powered by Disqus