25 июля 1894 года, ровно 120 лет назад, произошло сражение у бухты Асан — первая битва японо-китайской войны 1894-1895 годов. Война закончилась победой Японии и подписанием Симоносекского договора — документа, сыгравшего важную роль в процессе превращения Китая в полуколониальную державу. «Лента.ру» решила вспомнить основные события первой японо-китайской войны, а также рассказать о том, какое влияние она оказала на последующие события, происходившие на международной арене.
«В истории были ситуации, когда в мире существовал либо сильный Китай и слабая Япония, либо сильная Япония и слабый Китай. Однако мы еще не сталкивались с тем, чтобы и Китай, и Япония были сильными государствами», — так совсем недавно написал глава азиатского отдела The Financial Times Дэвид Пиллинг (David Pilling). Япония и в самом деле не так давно продемонстрировала свое возросшее влияние, отказавшись от прежней мирной политики: премьер-министр Синдзо Абэ заявил, что Токио собирается пересмотреть пацифистскую Конституцию, навязанную стране после Второй мировой войны. Действующий основной закон страны, написанный американскими специалистами, провозглашает отказ Японии от войны как средства разрешения международных споров и, как следствие, от создания сухопутных войск, флота и военно-воздушных сил. Отныне Япония собирается взять курс на активную внешнюю политику и самостоятельное обеспечение своей безопасности на международной арене. Именно поэтому политологи считают: столкновение интересов Китая и Японии неизбежно.
Долгое время Китай наращивал свое военно-политическое присутствие в регионе, стремясь взять под контроль Восточно-Китайское и Южно-Китайское моря. Страна принимает активное вооруженное участие в территориальных спорах с Филиппинами (из-за рифа Скарборо), с Вьетнамом (предмет конфликта — Парасельские острова), претендует на острова Спратли.
Еще в прошлом году Синдзо Абэ посетил эти страны АСЕАН, заявив, что намерен оказать помощь всем имеющим территориальные споры с КНР, в частности, с продажей техники, обучением военных и масштабными кредитами на покупку оружия. Аналитики опасаются, что наращивание Японией военного потенциала и ее усиливающееся влияние в регионе вызовет гонку вооружений среди азиатских стран.
Отношения между Японией и Китаем издавна были непростыми. В конце XIX века яблоком раздора между ними стала Корея, являвшаяся традиционным объектом японской экспансии. Еще за десять лет до начала войны, в 1884 году, на территорию Кореи под предлогом борьбы с антиправительственными настроениями были введены как японские, так и китайские войска. Позже было заключено соглашение, по которому Корея становилась протекторатом обеих стран.
В 1894 году в Корее началось восстание, и страна обратилась к Китаю с просьбой оказать помощь в его подавлении. Пекин немедленно ввел в Корею свои войска, однако Япония не могла допустить одностороннего вмешательства, и вскоре японская армия также высадилась на корейской территории. Япония и Китай не смогли выработать план совместных действий по осуществлению реформ в Корее, и Япония начала проводить самостоятельную решительную и агрессивную политику: 25 июля 1894 года произошло сражение у бухты Асан — первая битва еще не объявленной войны. Отряд из четырех (по другой версии — трех) японских крейсеров напал на два китайских крейсера третьего класса (являвшихся, по сути, канонерскими лодками). Одно судно погибло, второе получило серьезнейшие повреждения. Официальное объявление войны было сделано Японией лишь 1 августа.
Сначала боевые действия велись на территории Кореи, однако Китай терпел поражения одно за другим. В то время страна готовилась к масштабному празднованию 60-летнего юбилея императрицы Цыси, и плохие новости с фронта были очень некстати. Две самые популярные китайские газеты — «Шэньбао» и «Синьвэньбао» — делали все возможное, чтобы создать видимость успешного наступления китайских войск. Зачастую они грубо искажали факты, сообщая, что японские силы терпят поражения и отступают, в то время как реальная ситуация была абсолютно противоположной.
Однако после того, как военные действия были перенесены на территорию Китая, а японцы высадили свои войска в городе Вэйхайвэй и захватили базировавшуюся там Северную эскадру, поражение Китая стало очевидным. Цинское правительство решило пойти на переговоры.
Унизительный для Китая мирный договор был подписан в городе Симоносеки 17 апреля 1885 года. Согласно этому документу, Китай передавал Японии острова Тайвань и Пэнху, а также Ляодунский полуостров, выплачивал контрибуцию в 200 миллионов лян серебра (1 лян примерно равен 37,5 граммам), открывал для торговли ряд своих портов, давал Японии право строить промышленные предприятия на своей территории. Более того, Китай признавал самостоятельность Кореи, что давало Японии простор для деятельности на территории этой страны. Этот договор, вкупе с предыдущими поражениями Китая в войнах с западными державами, послужил началом процесса превращения Поднебесной в полуколонию.
Итоги первой японо-китайской войны стали той искрой, из которой вспыхнуло пламя русско-японской войны 1904-1905 годов. Германия, Франция и Россия потребовали от Японии вернуть Китаю Ляодунский полуостров в обмен на дополнительные денежные выплаты. Токио был вынужден принять требования европейских держав и вывел свои войска с полуострова в течение 1895 года. Тем временем Россия продолжала укреплять свои отношения с Китаем, подписав Русско-китайскую конвенцию 1898 года. Согласно этому документу, Россия получала порты Порт-Артур и Далянь с прилегающими морскими территориями в аренду на 25 лет, а также право прокладки к ним железной дороги.
Все это привело к недовольству Японии, ее ускоренной милитаризации и агрессии против России. Отношения между странами продолжали ухудшаться: Япония была недовольна тем, что в Маньчжурии находятся российские войска, в 1903 году возник спор из-за русских лесных концессий в Корее. Однако Япония не могла найти официального повода для начала конфликта, и в ночь на 9 февраля 1904 года случилось почти то же самое, что и десять лет назад: японский флот без объявления войны напал на русскую эскадру, находившуюся на внешнем рейде Порт-Артура. А спустя десять месяцев, после длительной и героической обороны, гарнизон крепости был вынужден сдаться захватчикам.
Значительные потери России (битвы при Сандепу в январе 1905 года, при Мукдене в феврале 1905 года), крупные поражения на море, в частности, в грандиозном сражении флотов двух стран в районе острова Цусима (май 1905 года), еще больше усугубляли и без того напряженную социально-экономическую ситуацию внутри страны. К середине 1905 года силы обеих стран были истощены, что привело к подписанию Портсмутского мирного договора 5 сентября.
Согласно документу, Россия передавала Японии права на Ляодунский полуостров (с портами Порт-Артур и Далянь) и на часть Южно-Маньчжурской железной дороги, Япония получала юг Сахалина и право ловли рыбы вдоль русских берегов Японского, Берингова и Охотского морей. Более того, Портсмутский мирный договор прекращал действие русско-китайских союзов: денонсировались Союзный договор между Российской империей и Китаем 1896 года и Русско-китайская конвенция 1898 года.
Несмотря на это, амбиции Токио не были удовлетворены. Японская делегация требовала от России выплаты контрибуции, передачи интернированных российских судов и ограничения российских вооруженных сил на Дальнем Востоке. Благодаря жесткой позиции главы Совета министров Сергея Витте, заявившего, что на конференции нет ни победителей, ни побежденных, Японии под угрозой продолжения войны пришлось отказаться от этих требований.
Японское население ответило на Портсмутский договор массовыми беспорядками в Токио. Люди, возмущенные тем, что огромные расходы страны на войну не будут возмещены, протестовали против унизительного для них мира. Эти беспорядки привели к отставке премьер-министра Кацура Таро в январе 1906 года, но и на этом волна народного возмущения не утихла. В течение следующих 13 лет Япония перенесет череду протестов, которые в итоге выльются в «рисовый бунт» 1918 года, когда десять миллионов человек в 42 префектурах выступят против завышенных цен на рис.
Конец японским милитаристским амбициям был положен Второй мировой войной. Навязанная американцами пацифистская Конституция исключала возможность участия Японии в любых военных действиях, которую, по-видимому, она вновь собирается обрести. Тем не менее, Дэвид Пиллинг пишет: «Я не предсказываю войну, однако ситуация складывается далеко не радостная: в ближайшей перспективе я не вижу способа ее разрешить». Обозреватель The Financial Times считает, что основной упор Япония планирует сделать на использование «мягкой силы» — распространение своих культурных ценностей, традиций, идеологии среди жителей других стран.
«Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет. В мире нет вещи, которая победила бы воду, ибо она нежнее и слабее всех вещей», — именно так сформулирована концепция «мягкой силы» в древнекитайском трактате «Дао дэ цзин» (IV-III века до нашей эры). Китай официально взял курс на использование «мягкой силы» еще в 2004 году и в настоящее время активно претворяет стратегию в жизнь. Похоже, человечеству предстоит увидеть битву Страны восходящего солнца и Поднебесной и в этой сфере.
Правила комментирования
comments powered by Disqus