Узбекский политолог Фархад Талипов считает, что ИДУ не имеет влияния в Узбекистане. Хотя немецкий и российский эксперты видят в организации определенную угрозу.
В последние два месяца международная пресса много говорит о действиях ИДУ (Исламское движение Узбекистана). Члены этой террористической организации громко заявили о себе 8 июня, атаковав международный аэропорт пакистанского города Карачи.
Тогда, по данным сайта ИДУ, погибли 10 членов этой организации. Об участии в теракте в аэропорту Карачи сообщила и пакистанская англоязычная газета News International. В ответ с 15 июня вооруженные силы Пакистана начали в Вазиристане в зоне племен, операцию против боевиков «Аль-Каиды», «Талибана», «Исламского движения Узбекистана» и других экстремистских группировок. В операции задействованы более 30 тысяч пакистанских военных, бои продолжаются до сих пор.
- О чем говорит нападение на аэропорт Карачи?
- Возможно, ИДУ спровоцировали на эту акцию, чтобы потом начать военную операцию против организации.
- Представляет ли сегодня ИДУ серьезную силу как радикальная исламская оппозиция для Узбекистана и других стран региона?
- Не думаю, что у этой организации сохранились прежние силы, она сегодня не имеет «авторитета» и влияния в Узбекистане. Кроме того, в самом Узбекистане практически нейтрализована среда для воспроизводства экстремизма и терроризма.
- Как будет развиваться ситуация на южных границах Узбекистана в связи выводом войск НАТО из соседнего Афганистана?
- Определенные вызовы, несомненно, будут сохраняться. Однако уровень и степень этих вызовов будет относительно ниже уровня и степени 2001 года, когда был осуществлен ввод войск. Операция в Афганистане была в целом успешной, но сам Афганистан остается нестабильным и слабым государством.
«Движение демонстрирует готовноть к действиям»
Между тем немецкий эксперт по Центральной Азии и Пакистана Гюнтер Кнабе считает возобновившуюся активность ИДУ тревожным сигналом, в первую очередь, для власти в Ташкенте.
«Движение дало понять, что готово вести активные действия на значительном оперативном пространстве от Карачи до северных провинций Афганистана и, возможно, далее на территориях этих республик, - заявил эксперт в интервью радио «Немецкая волна». - ИДУ сигнализировало о том, что готово к борьбе за заметную роль в политическом и военном будущем региона, которое будет заново определяться после вывода войск НАТО из Афганистана».
Эксперт российского центра изучения современного Афганистана Андрей Серенко уверен, что ИДУ имеет высокий статус в иерархии террористических организаций в Афганистане.
«Традиционно численность ИДУ оценивается в 10-12 тысяч бойцов. Я думаю, их число сейчас не превышает 10 тысяч. Это в основном узбеки и чеченцы, заметны также дагестанцы, казахи, туркмены. Многие повоевали в Сирии, и сейчас возвращаются в зону племен", - заявил Серенко в интервью «Немецкой волне».
В причастности к ИДУ обвиняется 70 узбекистанцев
Две недели назад узбекская служба радио “Свобода” сообщила о том, что в Кашкадарьинской области суд вынес приговор первым 6 лицам из более 70 человек, обвиняемых в причастности к Исламскому движению Узбекистана».
Согласно приговору, эти граждане проживали и работали в Российской Федерации и в 2010-2013 годах примкнули в «Исламское движение Узбекистана», действующего на территории Пакистана.
Все осужденные лишены свободы сроком от 9 до 15 лет по обвинению по статьям 155 (Терроризм), 159 (Посягательство на конституционный строй УЗбекистана), а также 244 (Организация религиозно-экстремистских, сепаратистских, фундаменталистских или других запрещенных организаций, руководство ими, участие в них) УК Узбекистана.
Правила комментирования
comments powered by Disqus