90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Энергокольцо Центральной Азии – политизация в ущерб населению

06.08.2014 11:30

Энергетика

Энергокольцо Центральной Азии – политизация в ущерб населению

Единое энергокольцо Центральной Азии – это и дипломатический инструмент, и стратегический объект (причем глобальных масштабов), и жизненно важный проект для населения стран Центрально-Азиатского региона. Пять лет назад в этом регионе успешно функционировала сложная система взаимозависимости энергетических объектов Казахстана, Туркменистана, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана (на территории 5 государств всего насчитывалось 83 электростанции). Несмотря на то, что сами же государства называют подобный тип сотрудничества «энергозависимостью», он для стран Центральной Азии остается предпочтительным, сочетая в себе выгоду для всех.

Условия функционирования единого энергокольца оставались простыми и неизменными. Казахстан и Узбекистан зависят от подачи воды из Кыргызстана и Таджикистана для орошения сельхозугодий. Последние для этого не запускают турбины ГЭС на полную мощность. В свою очередь, в Таджикистан и Кыргызстан поставлялись нефть, газ и уголь по льготным ценам. К тому же, все государства до сих пор используют одну систему линий электропередач, оставшуюся в наследство от СССР. В декабре 2009 года энергокольцо Центральной Азии перестало существовать в привычном виде, после того как Узбекистан заявил о своем выходе.

С тех пор общая энергосистема уже функционирует в качестве рычага давления одного соседа на другого. Заявления о выходе из единого энергокольца звучат постоянно со стороны Узбекистана и Кыргызстана. Стороны объясняют это тем, что хотят снизить степень зависимости от поставок электроэнергии, или других ресурсов из соседних государств. В результате в 2014 году мы имеем отключенный от газоснабжения город Ош и неумолкаемые споры вокруг Камбаратинской и Рогунской гидроэлектростанций.

Альтернативой единому энергокольцу стран Центральной Азии служит энергетическая автономия каждого из государств. Однако, во-первых этот проект утопичен с технологической точки зрения, так как государства занимают довольно большую общую площадь, а во-вторых подобные финансовые расходы на автономию не сможет вынести ни одна экономика Центральной Азии. В этой связи редкие заявления представителей стран по поводу установления энергетической автономии никто не воспринимает всерьез.

Вместо подобной автономии сегодня рассматривают вариант восстановления полноценного энергокольца Таджикистана, Кыргызстана и Казахстана, минуя энергосистему Узбекистана. Такой вариант будет выгоден Душанбе, так как Таджикистан сможет беспрепятственно реализовывать излишки электроэнергии в летний период (за счет объема воды, которая сейчас сбрасывается вхолостую, мимо гидроагрегатов). Инициативу в этом вопросе проявляют Бишкек и Астана. Казахстан (косвенно из-за Кыргызстана) также зависит от поставок узбекской электроэнергии. Некоторые эксперты видят в этом возможном сценарии становления энергетического кольца исключительно политическую подоплеку. Звучат мнения, что возникновению энергокольца Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана способствует российская пропаганда в отместку «прозападным» настроениям Ташкента. Однако энергетической системой не должны командовать политики, пусть даже этот козырь сегодня в их руках. Это сложная организация, которая состоит не только из линий электропередач, но и из многочисленных электростанций, диспетчерских и прочих сопутствующих служб. Причем от этой системы зависит не столько экономическое благосостояние государств, как жизнь населения этих стран. Каждый толчок в отношениях государств в регионе эхом отзывается на обесточенных районах Кыргызстана и Таджикистана, на промышленных предприятиях и социально значимых объектах.

Стоит отметить, что выход из единого энергокольца не выгоден ни одному из государств Центральной Азии. Потеря любого государства-звена из энергетической цепи грозит как большими финансовыми потерями для сторон, так и отключением населения от электричества или других жизненно необходимых коммуникаций. Хотя даже само понятие «снижение энергозависимости» не подразумевает необходимости установления энергетической автономии государств. Хотелось бы, чтобы энергетическая составляющая стран Центральной Азии не использовалась в качестве рычага давления политическими элитами стран, а работала в единой системе на благо каждого. Наиболее вероятный выход из сложившийся ситуации заключается в новой договоренности Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана не в обход Ташкента, а совместно с ним. Стоит ожидать, что Узбекистан вновь будет давить на соседей, используя аргументы против Рогунской и Камбаратинской ГЭС, однако даже эти ГЭС могут стать полезны Ташкенту. Например, в случае увеличения энергетической мощности Таджикистана, Узбекистан мог бы поставлять излишки электроэнергии на юг.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

06.08.2014 11:30

Энергетика

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Дни рождения:

183 см

рост президента Таджикистана Э. Рахмона

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30