О деятельности "Таблиги джамаат" в Казахстане и Средней Азии, о главных направлениях работы организации, как вербуют адептов, где и как их будут использовать - в эксклюзивном интервью "Радиоточке" рассказал специалист в области безопасности, директор и главный редактор сайта http://www.antiterrortoday.com/ Виктор Михайлов.
- Последний случай, когда в Алматы приверженцы незаконного религиозного течения "Таблиги джамаат" пытались втянуть в свои ряды двух подростков, говорит о том, что организация достаточно активно работает в Казахстане. Кто такие "Таблиги джамаат" и какие цели они преследуют?
- Постараюсь вкратце описать историю движения "Таблиги джамаат" (ТД), хотя рассказывать о таком сложном и многогранном проекте кратко совсем не просто. Выдающийся богослов деобандийского направления ислама Моуланой Мухаммадом Ильясом Кандехлеви в 1927 объявил своим сторонникам, что создает новое движение, основной целью которого является вернуть под сень ислама номинальных мусульман Мевата (местность неподалеку от Дели), которых в начале XX века активно обращали в свою веру активисты индуизма. Ильяс решил использовать методику "Возрождение мусульманского сознания в массах" проповедованием религиозных идей не имеющими духовного сана странствующими миссионерами (таблигами).
Объединяясь в группы (джамаат) численностью около десяти человек, таблиговцы после краткого курса обучения отправлялись вести миссионерскую работу продолжительностью до нескольких месяцев по принципу "от двери к двери". Организуя этих малообразованных пассионариев, Ильяс давал им выдержки из Корана, подчеркивавшие приоритет практики (амал) и добродетели (фадаил) над глубоким пониманием основ веры (илм) и нюансов исламских законов (масаил). Такая нестандартная деятельность доказала свою высокую эффективность, и к моменту смерти Ильяса в 1944 году ТД распространилось по всей Индии.
Таблиговцы - как последователи деобанди - отличаются крайним радикализмом и нетерпимостью к любым другим формам вероисповедания, включая шиитскую ветвь ислама и его синкретические толкования толкованием любых форм прогресса как несовместимых с исламом, исключением женщин из общественной жизни, а также фанатичным прозелитизмом, основанным на убеждении, что ислам должен вытеснить все другие религии.
В конце концов идеи Ильяса распространились по всему миру, а адепты движения сегодня не просто мусульманские паломники — они специально обученные миссионеры, посвятившие большую часть своей жизни распространению ислама во всех уголках мира. Эти легионы проповедников позволяют легко представить себе самое крупное на земле движение религиозных пропагандистов, усилиями которых, по крайней мере, отчасти объясняется взрывной рост числа новообращенных в ислам и заметное повышение религиозного рвения в мусульманском мире.
Многие эксперты считают ТД одной из опаснейших экстремистских организаций крайнего ислама. С ТД сложно бороться по многим причинам. У ТД отсутствует четкая организационная структура, его представители избегают всяческих контактов с прессой — так же как и сами они ничего не публикуют ни о сфере своей деятельности, ни о членстве или финансах организации. Что еще более важно, движение публично не выказывает никакого интереса к участию в политике, избегает открытого ее обсуждения и добилось того, что оно не вызывает настороженности правительств и воспринимается как чисто пиетистское объединение.
Но экспертов не смущает то, что ТД в глазах политиков и приобрело образ движения, стремящегося, прежде всего, к укреплению мусульманской веры, исламского самосознания и духовному развитию личности, не вмешивающегося в политику и сферу светских отношений. Такая репутация подтверждалась приверженностью миссионеров аскетичному, предполагающему равенство сподвижников, стилю жизни, а также их нетерпимостью к таким социальным порокам, как алкоголизм и наркомания. Все это обманчиво сформировало миролюбивый образ организации, полезной для общества; в итоге она практически нигде не вызывала неприятия и приветствовалась даже теми правительствами, которые обычно склонны настороженно относиться к социальным образованиям, не находящимся под их прямым контролем. Однако реальная деятельность организации, к сожалению, существенно отличается от культивируемого образа, и именно на это следует обратить внимание, имея в виду войну с терроризмом.
ТД, зародившееся как движение исламского возрождения, всегда вдохновлялось крайними трактовками ислама, а за последние тридцать лет эта склонность обострилась до такой степени, что оно стало движущей силой исламского радикализма и основным вербовщиком исполнителей экстремистских акций и террористических актов по всему миру. Повсеместно сподвижники ТД проповедуют версию ислама, почти неотличимую от идеологии джихадистов ваххабитского/салафистского толка, исповедуемой всеми террористами. Существует масса доказательств того, что последователи ТД, в конце концов, оказываются в лагерях подготовки множества террористических группировок и участвовали во множестве террористических актов.
Де-факто активисты ТД максимально используют возможности для захвата политической власти. Примером может служить Пакистан. В начале 1990-х годов видные члены ТД с помощью премьер-министра Наваза Шарифа (его отец также один из видных членов и финансистов организации) поднялись на высшие ступени власти в Пакистане. Один из лидеров движения - Рафик Тарар - стал президентом страны, а другой его видный член, генерал-лейтенант Джавед Назир, получил еще более влиятельную должность начальника Управления межведомственной разведки ISI.
В странах Центральной Азии (ЦА) в начале своей миссионерской деятельности "таблиговцы" старались вербовать себе сторонников в силовых структурах и чиновников всех уровней власти. Лучше всего это у них получилось в Киргизии. В этой стране адептов идей ТД можно встретить в прокуратуре, органах МВД, войсках МО и погранчастях.
- Кто попадает под влияние этого движения: молодежь, обеспеченные люди или же наоборот?
- Одной из главных целей миссионеров ТД – золотая молодежь в странах ЦА. Достаточно жесткое пресечение деятельности ТД в Узбекистане, позже в Таджикистане сорвало множество планов движения в этих странах. В Казахстане в борьбе с ТД спохватились чуть позже, и движение успело пустить глубокие корни в мусульманской общине Казахстана. А в Киргизии ТД действует официально при полной поддержке официальных властей.
В странах ЦА ТД в работе с молодежью использует различные современные методы вербовки, в том числе привлекая миссионеров из Пакистана, Индии и даже из Европы. Первый этап – получение необходимой информации о молодых прихожанах в мечетях. Оттуда начинается селекция. Среди молодежи ищут тех, кто задает вопросы для более глубокого изучения ислама. С этими ребятами начинают активно работать. На первом этапе миссионеры ТД создают маленькие классы по искоренению мусульманской безграмотности. Такие классы стараются организовать у кого-нибудь на дому. Еще лучше, если это дом или дача крупного бизнесмена или чиновника. В Казахстане в мечетях, где привыкли работать проповедники, сегодня работать адептам движения стало опасно.
Кстати проповедники и последователи ТД в Казахстане сегодня не обязательно бородачи в пакистанских одеждах. Есть соответствующие фетвы, позволяющие адептам движения маскироваться под внешний вид светского мусульманина. Дети высокопоставленных чиновников - лакомый кусок для эмиссаров движения. С ними работают продвинутые проповедники – профессионалы высокого класса. Наиболее эффективно такая работа с наиболее успешными учениками проводится в специализированных кампусах в Бангладеш, Индии и Пакистане. По моей информации, ученикам ТД денег много в Казахстане не предлагают. Даже наоборот. Все обязаны платить дань в кассу ТД.
- Какие есть особенности у организации в работе с молодежью?
- Сегодня самая большая проблема для молодежи из ЦА – активная работа в лагерях ТД с хорошо образованной и грамотной молодежью. С ними работают по отдельным программам и чаще всего раздельно от других учеников. Цель - не светить их внешность. По некоторым сведениям, такую молодежь на родине активно финансируют на предмет получения светского высшего образования и продвижения их во властные структуры в режиме заморозки. Есть фетвы, которые позволяют таким молодым людям вести светский образ жизни и не афишировать свои религиозные пристрастия. Это специальный проект, и когда наступит час икс для таких "таблиговцев", сегодня никто не знает. И если учеников ТД, побывавших в Индии или Бангладеш вычислить не сложно, то как быть с теми "таблиговцами", которые прошли обучение в европейских странах и никоим образом сегодня себя официально с исламистами не ассоциируют? Сколько их? Где они работают? Вопросы, на которые сегодня стараются ответить сотрудники спецслужб Узбекистана, Таджикистана и Казахстана.
- Какие главные проблемы в борьбе с терроризмом и экстремизмом вы бы выделили в Казахстане?
- Главные проблемы, которые, как мне кажется, стоят перед спецслужбами Казахстана:
- доступность литературы ТД, ее можно купить на развалах рядом со многими мечетями в Казахстане.
- носители информации о ТД, распространяемые через планшеты и смартфоны,
- активность миссионеров ТД среди уйгур. В уйгурской диаспоре проповедники стараются работать очень активно. Здесь у заказчиков ТД далеко идущие цели. У экспертов существует мнение, что это бомба, которая должна взорваться в СУАРе. Сложно ответить на вопрос, кто конкретно финансирует эту группу проповедников. Как бы это странно ни звучало, но существует мнение, что финансовые ниточки ведут в Катар и Саудовскую Аравию – главных партнеров США на Ближнем Востоке.
Правила комментирования
comments powered by Disqus