Фильм "Курманжан Датка" Садыка Шер-Нияза вошел в программу Монреальского международного кинофестиваля. DW поговорила с киргизским режиссером об этой ленте и о развитии кинематографа в Киргизии.
Фильм "Курманжан Датка", действие которого разворачивается в период присоединения территорий, где проживали киргизские племена, к Российской империи, вошел в программу Монреальского международного кинофестиваля (21 августа - 1 сентября). Режиссер Садык Шер-Нияз рассказал DW о работе над лентой и о развитии киноиндустрии в Киргизии.
DW: Почему, на ваш взгляд, фильм "Курманжан Датка" был выбран для показа на Монреальском международном кинофестивале?
Садык Шер-Нияз: Приглашение на Монреальский кинофестиваль - это хороший знак для фильма. Честно говоря, я очень переживал, что фестивали не жалуют патриотические картины на исторические темы. По крайней мере, последние подборки лент это доказывают. В России снято много исторических фильмов, в Казахстане, например, выпустили картину "Кочевник".
Но большинство таких лент не попадают на фестивали. Поэтому я думаю, что жюри привлекло то, что мы сделали упор на переживаниях главной героини. Мы показали становление образа женщины-руководителя через призму исторических событий.
- Премьера фильма состоится 31 августа, но, возможно, вы уже можете рассказать, о чем идет речь в этой картине?
- Это исторический фильм, который охватывает жизнь великой женщины Курманжан Датки с ее рождения и до самой смерти. Она прожила 96 лет и была свидетельницей многих важных событий. Это была жаркая пора в политическом мире: разрушение Коканда, Бухары и присоединение территорий, на которых проживали киргизские племена, к Российской империи. Действие фильма развивается вокруг этой геополитической игры.
Родители отдают Курманжан замуж за нелюбимого мужчину, и она от него сбегает. Для того времени это был беспрецедентный случай, и уже в этом проявляется характер нашей героини. Об этом узнает правитель местности - Ферганской долины - Алымбек Датка, который впоследствии влюбляется в Курманжан и берет ее в жены. У них рождаются дети, и все будто бы хорошо, но в Кокандском ханстве плетутся интриги. В то время существовало разделение на северных и южных киргизов, которых Алымбек Датка пытался объединить. Однако его действия не приветствуются Кокандским ханством, и Алымбека убивают. Курманжан приходится взять на себя заботу о своем народе. Бухарский эмир вручает ей титул датки - предводителя Ферганской долины.
После взятия Коканда русской армией она подписывает договор с генералом Михаилом Скобелевым о вхождении территории, где проживает киргизский народ, в состав Российской империи. Но вскоре губернатором назначают Александра Повало-Швейковского, который был весьма недалеким человеком. Так начинается противостояние. По ложному доносу сына Курманжан обвиняют в убийстве русских солдат и хотят казнить. Датка понимает, что его освобождение может обернуться суровыми последствиями для народа, и соглашается пожертвовать своим сыном. Ее второй сын выступает против русской армии, два года воюя против нее. В конце концов, он уезжает в Афганистан и умирает там от полученных ран. В итоге эта женщина теряет почти все, но остается сильной.
- История присоединения территории современной Киргизии к Российской империи достаточно противоречива. Так, северные племена более благожелательно отнеслись к этому, чем южные, оказывавшие сопротивление. Исходя из этого, не было ли у вас искушения представить Российскую империю в фильме эдакой "злодейкой"? Или же вы воздержались от оценок?
- Я вообще далек от того, чтобы фильм выражал что-то против какой-либо нации. Думаю, такой позиции должен придерживаться любой творческий человек: он не может прививать ненависть. Это исторический факт, что сын Курманжан Датки был повешен по приказу Повало-Швейковского, и, естественно, мы это показали. В картине показана правда. В нем нет, как вы говорите, "злодейки", а есть длительные переживания Курманжан Датки и ее возрождение как человека. Она - главная героиня ленты. Мы не могли обойти вниманием ни кокандского хана, ни бухарского эмира, ни Александра II, ни генерал-губернаторов Скобелева и Повало-Швейковского. Они присутствуют в этом фильме, ведь каждый из них сыграл свою роль в истории.
- Еще некоторое время назад киргизский зритель не ходил на фильмы местного производства. Теперь, как отмечают многие эксперты, ситуация изменилась. Почему зрителю в Киргизии вдруг стало интересно отечественное кино?
- Ежегодно в Киргизии выпускается порядка 50-60 картин. Из-за нехватки средств они, естественно, далеки от киноискусства. Тем не менее, процесс кинопроизводства пошел: появились кинотеатры, в которых показывают киргизские фильмы, и появились собственно фильмы, которые окупаются. Причем некоторые местные картины конкурируют в прокате с голливудскими блокбастерами и одерживают над ними победу. Конечно, один из важных факторов - это то, что киргизский зритель хочет видеть на экране своих актеров и слышать родную речь.
Меня радует, что уже третий год подряд зрители ходят в кинотеатры на отечественные картины, и что очень хорошо развивается киргизское кино. На закрытом показе фильма "Курманжан Датка" мы попросили присутствующих ничего не писать в социальных сетях. Но как тут запретишь? Они начали потихоньку обсуждать ленту, появилось много отзывов, как положительных, так и отрицательных, что, я думаю, нормально для продвижения любого фильма.
Правила комментирования
comments powered by Disqus