Мы живем в удивительное время. Вакханалия приобщенных к демократии превратилась в нескончаемый карнавал амбиций. Вырядились в мыслителей, революционеров, реформаторов, на самый худой конец - в оппозиционеров, в криминал. Никто не отваживается быть самим собой. Все, как от чумы, со всех ног убегают от самих себя.
Для бедного кыргыза, который раньше, чтобы его приметили, из собственной кожи выпрастывался, настали золотые времена. Теперь он самый древний, самый мудрый, у него самый великий эпос и невообразимо богатый язык. И, разумеется, самое необыкновенное будущее.
Риторика и пафос, утратив статус возвышенного, перешли в разряд обихода, и таким образом, как китайской стеной, защищают от посягательств прогресса. И кто его знает, как долго мы будем перебедовывать детские забавы самобахвальства, но, думается, когда-нибудь созреем и до того, чтобы писать красиво, мыслить мудро - все это можно подделать, подтасовать, не зазорно и украсть - разве существует невозможное в век Интернета? Что невозможно подделать, так это свою сущность, свою честь, которые неотвратимо убывают по мере того, насколько дольше и упрямей мы возводим бутафорские самоидентификации на потребу остальному миру.
Мы разучились быть умными не для мира, а для себя. Мы разучились быть честными не для мира, а для себя. Мы разучились брать вину на себя, во всех наших бедах виноваты обстоятельства и внешние силы. Мы сами себя с энтузиазмом превращаем в фантомов. И подобно им исчезнем, если не сумеем направить энергию ура-патриотов в другое русло.
Все-таки со дня обретения самостоятельности прошло довольно много лет, и за это время можно было вдосталь упиться суверенитетом и уже трезво осознать, что движение вверх - это быть самим собой, принять ответственность на себя за свои мысли и действия.
Движение вниз - это желание выглядеть мудрее, красивее, без зазрения совести привлекать авторитеты, всю мудрость мира, все извивы рефлексий. В конце концов, миром, где буйствуют орды идей, управляют простые и ясные истины, великая культура человечества, ценности демократии и религий. Они - как таблица умножения, усвоив которую, субъект или субъекты способны к интегралам, которые уходят, врастают в глубины каждого человека, общества.
Мы все родом из Советского Союза, какими бы продвинутыми демократами себя ни презентовали. Методы, выверты, способы, ужимки, вплоть до привычки при каждом телодвижении распирать грудную клетку до упора сбереглись на генном уровне.
Цели, как всегда, великие, оружие - риторика и пафос, враг - здравая мысль. Поэтому неудивительно, что империя, едва успев рассыпаться, вдруг по всей обширной территории заполыхала пожарами неудержимых амбиций. Одни бросились на поиски заветного слова, которым спасут человечество, другие с потрохами приватизировали Тимура, третьи - гуннов и Чингисхана, короче, все звучные имена, династии разом обрели своих тоскующих потомков. Кыргызы, поначалу замешкавшиеся на этой ярмарке тщеславия, однако, не растерялись: громогласно объявили о 2200-летии своей государственности, ссылаясь на таинственные иероглифы, расторопно подкинутые китайцами.
Подозреваю, уступи китайцам еще одну горную гряду или часть озера Иссык-Куль, они подкинули бы иероглифы о том, что кыргызы стояли у истоков циньской династии. Держать в дураках неуверенные в себе народы, периодически подкидывая им мифы, - любимая и небескорыстная забава больших народов. Вся Африка с ума сходит в претензиях на родство с фараонами.
Если рассуждать здраво - какой прок идиоту от того, что его предки были царями? Или какой прок жалкому народу, если вдруг обнаружится его многотысячелетняя родословная? Так нет же, жульничают, подтасовывают, чтобы доказать свою древность или исключительность. Логика слабоумных.
Каждое поколение независимо от реальных или фиктивных регалий предков обречено доказывать свою состоятельность. Сумма доказанных состоятельностей, протяженная во времени, составляет историю народа, культурные традиции, государственную преемственность, духовный потенциал, обозримые перспективы.
За годы суверенитета мы не доказали свою состоятельность. Сплошная демагогия и истеричная риторика. За двадцать лет кыргызы не сумели выдвинуть из себя подлинную элиту, для которой интересы народа - не риторическая фраза в конкурентной борьбе, а образ жизни.
Это и неудивительно, ибо элита формировалась из представителей номенклатуры советского времени, поднаторевших в игре словами и понятиями. Пафос и риторика, обезоруживая народ, позволили элите растащить все, что под руку попадется, и пустить страну по миру побирушкой с протянутыми руками.
Но терпение и простодушие народа не беспредельно и, думается, он уже осознал, что без радикальной смены политической элиты страна обречена. Инстинкт самосохранения не может не выдвинуть на авансцену людей, не зацикленных на сочинении необычайно героической истории народа, на хватательных рефлексах, которые созрели до понимания того, что на сегодняшний день самый меркантильный интерес - это судьба Родины.
Их достали бесконечные шарахания от одной модели к другой, когда реалии нашей жизни берутся только для того, чтобы c садомазохистским удовольствием соотносить с образцами развитой демократии, а не для того, чтобы на основании их анализа и обобщения подняться до собственных концептуальных установок, или, в конце концов, хотя бы до одной единственной плодотворной мысли, необходимой именно для нашей страны именно в это время.
Думается, пришло время нового поколения, которое поднялось до уровня трезвого взгляда, не унижая и не возвеличивая себя. Нет страшнее унижения, чем возвеличиваться на ложных посылах.
Новая элита нужна как воздух.
Источник: ИА "24.kg"
Правила комментирования
comments powered by Disqus