прошло ровно четыре месяца, как в домах и квартирах жителей южной столицы исчезло «голубое топливо»
Розетки вместо горелок
39-летняя жительница городской многоэтажки Марина Фегеле хорошо помнит тот день, когда в Оше прекратили подачу природного газа в дома горожан -14 апреля. Это было за несколько дней до православной Пасхи. Марина пекла, готовила и тут - рраз! - и потух голубой огонек под казаном!
- Это было неожиданно. Я просто не поверила, что газа нет. Была надежда, что газ еще дадут. У многих горожан пропало заготовленное тесто, потому что в тот день были и отключения электричества. Праздник был подпорчен. Люди ждали, но газ так и не порадовал своим появлением, - вздыхает Марина.
… Каждое утро стоишь над плитой, помешивая молочную кашу, чтобы не убежала, и загибаешь пальцы на левой руке: «Апрель, май, июнь, июль, август. И сколько еще без газа?». На этот вопрос нет точного ответа. Деваться некуда, приходится приспосабливаться. В нашей семье на кухне на почетном месте наиболее часто используемый вид бытовой техники - электрическая духовка, купленная несколько лет назад за три с половиной тысячи сомов на оптовом рынке в Кара-Суу.
«Ошэлектро» ни в чем не виноват
Один плюс - гораздо меньше жареного в рационе. Зато времени на приготовление еды тратится в разы больше. С таким слабым напряжением молоко не убегает, а медленно ползет вверх к краю кастрюли. Самый большой «потребитель» света - электрочайник. Жительница многоэтажки Карамат Токтобаева не признает чай из электрочайника: «Чай на газе гораздо вкуснее! Но выбора нет».
Электричество в нашей стране очень ненадежное. Уходит внезапно и, бывает, надолго. Случаев скачков напряжения не счесть. Так потом ОАО «Ошэлектро» виноватыми выставляет самих же жильцов. Нет никакой компенсации за перегоревшие электроприборы, которые стоят недешево - стиральные машины, холодильники, водонагреватели. У них отговорка - старое оборудование, перерасход, надо повышать тарифы. А о качестве услуг по подаче электроэнергии ни слова.
У Карамат Токтобаевой вышел из строя компьютер - сгорел жесткий диск, и вся информация была потеряна. Женщина сильно переживала, так как в компьютере хранилась информация по ее работе - русско-кыргызские переводы текстов, ее заработок.
У Марины сломался холодильник, ремонт обошелся в 3 тысячи сомов. Она не стала разбираться с «Ошэлектро», говорит, бесполезно. А про мелочи и говорить нечего - постоянно «летят» розетки, удлинители.
Короткая жизнь бытовой техники
Недешевый выход спасения техники от скачков электросети нашла семья Ахмеджановых. Они живут в частном доме. Три года назад из-за напряжения поломались сразу телевизор и холодильник. Тогда глава семейства приобрел трансформатор за 150 долларов. Его супруга Одина Ахмеджанова говорит, что все равно следит, чтобы несколько электроприборов не были включены одновременно.
- Если включаю плиту «Мечта» на максимальную мощность, то выключаю электрочайник. Кстати, за пару лет 4 электрочайника сгорели. Жизнь без газа изменила и семейное меню. Какой плов на плитке?! А манты как готовить? Когда приходят гости, еще труднее. Надо и еду приготовить, и чай сделать. Как раньше было удобно с газом! Четыре конфорки, все успеваешь. Сейчас готовим, в основном, супы. Муж всегда любит свежезаваренный чай и не признает кипяток из термоса, - делится переживаниями Одина Ахмеджанова.
Хозяйство все почти на невестках, пока пенсионерка Одина занимается с внуками - подтягивают русский и математику перед началом учебного года. Она 30 лет отдала сфере медицины. Государство ежемесячно «радует» ее пенсией в размере около 5 тысяч сомов.
А Карамат Токтобаева получит статус пенсионера в следующем году. У нее есть мечта - родственник обещал купить и подарить электроплитку «Мечта»:
- Мне, наверно, не так сложно без газа, как другим семьям, я же одна. У кого дети, им труднее. К слову, у меня плов на моей старой китайской плитке получается лучше.
Ошибка Марины
Еще труднее Марине Фегеле. Отец Марины после перенесенных двух инсультов получил инвалидность, не передвигается, нуждается в постоянном уходе. Мама Марины полгода назад перенесла серьезную операцию. У нее продолжается реабилитация, требующая значительных средств. Например, упаковка одного из лекарств на один курс стоит 21 тысячу сомов. По словам Марины, надо пройти три таких курса. Сама Марина тоже имеет инвалидность - в юности после страшной автоаварии потеряла одну ногу, передвигается с помощью костылей. Ее сыну Даниилу уже 14 лет.
Неунывающая зеленоглазая красавица с длиной косой ведет активную общественную жизнь. В 2011 году создала группу людей с целью защиты прав лиц с ограниченными возможностями здоровья и интеграции их в общество. Два года назад официально зарегистрировала общественный фонд «Интеграция». Марина объединила людей с ограниченными возможностями, вместе проводят мероприятия, реализуют проекты. Девиз команды Марины - «За жизнь без барьеров».
Она как центр притяжения для остальных ошан, имеющих проблемы со здоровьем. Марина - признанный лидер для них, всегда рядом, поможет, подскажет, утешит. Но и сама Марина каждый день преодолевает препятствия: ступени в общественном транспорте, равнодушие некоторых людей к чужим проблемам, нехватку средств. Каждый день - борьба за выживание:
- Помню, несколько лет назад, когда покупала большую газовую плиту, мне говорили: смотри, есть комбинированные модели - сразу с газовыми и электрическими конфорками. Я подумала, а зачем? Ведь газ всегда есть. Вот она, моя недальновидность! Только спустя два месяца после отключения газа я, наконец, купила маленькую электроплитку. Все надеялась, что газ дадут снова.
Кухонная жизнь
Замкнутый круг: из-за отсутствия газа электросети не выдерживают возросшей нагрузки. Марина почти живет на кухне.
- На плитке еда готовится часами. Теперь мое рабочее место - это кухня. Даже компьютер сюда перенесла, чтобы каждый раз не тащиться помешать в кастрюле. Сейчас сезон консервирования на зиму. А консервировать без газа - это мучение. Раньше мы закупали побольше продуктов, так выходило дешевле. И сразу могли все законсервировать. С одной электроплиткой так не получается. Поэтому приходится покупать продукты малыми партиями, из-за этого и цены выходят чуть дороже. Теперь консервирование - многочасовой процесс, пока банки простерилизуешь, пока казан разогреется и так далее. Мама как-то предложила: может, не будем в этом году ничего закрывать? А тогда что зимой кушать? Домашняя консервация - хорошая поддержка в зимний период. Поэтому приходится терпеть неудобства. Чтобы сэкономить расходы, сами печем хлеб в маленькой духовке.
Было замечено, что в этом году жители Оша как очумелые консервируют все, что можно. Даже зажиточные знакомые говорят: «Зимой надо что-то кушать, ведь свет будут отключать, а газа, как выяснилось, еще долго не будет». На базаре сметается все - овощи, фрукты, ягоды. Карамат Токтобаева консервирует в доме своей матери на очаге. А когда был газ в квартире, этой проблемы не было.
Правила комментирования
comments powered by Disqus