Россия запретила 7 августа ввоз некоторых категорий продуктов питания из Запада. Запрет открыл возможность для остальных стран увеличить экспорт сельскохозяйственной продукции и мяса в Россию, чем и пытается воспользоваться Кыргызстан.
Президент кыргызской Ассоциации поставщиков Гульнара Ускенбаева объяснила Kloop.kg, как санкции России против Запада могут отразиться на рынке Кыргызстана.
Анна Тищенко, Kloop.kg: Как санкции России в отношении Евросоюза и ряда других стран повлияют на Кыргызстан?
Гульнара Ускенбаева, президент кыргызской Ассоциации поставщиков: Большого влияния не будет, но, я думаю, в части поставок и переработки овощей и фруктов [Кыргызстану] будет немного легче поставлять [эти продукты] на рынки России.
А в части молочной и мясной большого облегчения не будет, потому что у нас есть свои внутренние проблемы с ветеринарией, но, в сущности, я думаю, Кыргызстан мог бы поставлять и мясо на рынки России.
А.Т.: Как отразятся санкции на рынке самого Кыргызстана?
Г.У.: Никак. На самом деле у нас из Европы привозятся только элитные виды сыров, элитный шоколад. А макароны, мясо… Мясо у нас свое, в основном. Те же окорочка из Америки — сейчас поставки значительно сократились. У нас даже больше поставок мяса из Китая, чем из Америки.
Я думаю, такого значительного влияния не будет. Но то, что некоторые недобросовестные предприниматели могут воспользоваться ажиотажем и просто поднять цены, я считаю возможно. Но это уже будет не из-за этого запрета, а просто недобросовестность некоторых отдельных предпринимателей.
А.Т.: Какие именно элитные продукты могут пропасть с рынка?
Г.У.: Сыры с плесенью, твердые сыры — те продукты, которые каждый человек не покупает. Я вот сомневаюсь, что каждый день раз в месяц вы едите сыр с голубой плесенью. Вряд ли. И я не ем. Это, конечно, мои предпочтения, но, тем не менее, мы это завозим. Какие-то твердые сыры больше тысячи за килограмм. Элитный алкоголь. Мы завозим из Италии макаронные изделия, но население в широкой своей массе их не покупает, потому что за полкило или килограмм они стоят 200-300 сомов, а тот же «Акун» стоит 35 сом.
Естественно пенсионеры, бюджетники да и другие покупают «Акун», а не итальянские макароны. Какие-то такие вещи. Мы, в отличии от России, достаточно далеко от Европы. У нас еще и транспортный расход надо учитывать. Соответственно, у нас продуктовая зависимость от Европы намного ниже, чем у России. Мы больше поставляем из той же России, из Казахстана, какие-то недорогие продукты питания мы поставляем из Китая.
А.Т.: А эти элитные продукты завозятся через Россию?
Г.У.: Нет, напрямую.
А.Т.: То есть санкции России повлияют на Кыргызстан не так сильно?
Г.У.: Вообще, честно говоря, в таком виде, в котором сейчас, они не повлияют в принципе. Потому что мы завозим напрямую. Мы ничего не завозим через Россию. Это первое.
Второе, если мы вступим в Таможенный союз, и каким-то образом Таможенный союз примет эти санкции, хотя сейчас этого нет (то есть Россия объявила эти санкции, а Казахстан и Белоруссия ничего не сказали по этому поводу, по крайней мере я об этом не читала). То есть мы так же можем есть сыры с плесенью каждое утро.
А.Т.: А в Кыргызстане вообще есть поставки из Евросоюза и Америки через Россию?
Г.У.: Через Россию нет. Я вам объясню, почему. Когда идет реэкспорт (то есть поставка не из страны происхождения товара), тогда по нашему таможенному законодательству должна быть уплачена таможенная пошлина в размере 35 процентов от суммы контракта. Это невыгодно. Сами продукты дорогие, дорога дальше, да еще и пошлина. Вообще, мое мнение, санкции России нас не задевают. Это отношения между Россией и Евросоюзом.
Правила комментирования
comments powered by Disqus