Узбекистан обладает одной из самых сильных армий в Центральной Азии, однако нежелание Ташкента сотрудничать с соседями в секторе безопасности ослабляет его военный потенциал. Об этом сообщает политолог Центра геополитических исследований "Берлек-Единство" Радик Мурзагалеев.
Численность армии Узбекистана – около 40 тыс., плюс 20 тыс. составляют силы МВД. Узбекистан отстает от Казахстана в плане оснащенности вооруженных сил современным оборудованием. Страна тратит на оборону примерно 2 млрд $ в год (для сравнения: Казахстан – 2,4 млрд $, Туркменистан – около 300 млн $, Таджикистан – 164 млн $, а Кыргызстан – чуть более 100 млн $).
Узбекистан, выбирая стратегический путь партнерства с Западом, отказывается от военного сотрудничества в формате Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). В августе 2014 г. Ташкент в очередной раз воздержался от участия в совместных антитеррористических учениях вооруженных сил стран-членов ШОС «Мирная миссия».
Учение проводятся для укрепления координации действий стран-участниц ШОС в борьбе с «тремя силами зла» – терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом. Только в 2007 г. в российском Чебаркуле Узбекистан принимал участие в этом мероприятии, предпочитая в последующем не посылать свои вооруженные силы на эти учения.
Узбекистан, таким образом, демонстрирует отстраненность от решения вопросов коллективной безопасности региона. Аналогичную стратегию выбрал и Туркменистан, испытывающий периодические проблемы с обеспечением безопасности своих афганских границ.
Узбекистан же рассчитывает на усиление военного сотрудничества с США, включая получение помощи в виде военной техники. Однако эксперты на Западе отмечают, что вряд ли Вашингтон оставит много техники Узбекистану. Скорее всего, речь пойдет не об огнестрельном оружии или боевой технике, а о грузовиках и оборудовании для логистики.
В Узбекистане, похоже, считают, что сильные спецслужбы страны способны эффективно противодействовать терроризму, экстремизму и сепаратизму без помощи России, Китая и своих соседей. Однако эти угрозы носят транснациональный характер и, как показывают события последних лет, их нейтрализация невозможна без скоординированных действий разных государств. Вторжение и ряд терактов на территории Узбекистана боевиков Исламского движения Узбекистана – об этом отчетливо свидетельствует.
Россия продолжает оставаться главным партнером республик Центральной Азии в секторе безопасности. Более того, эксперты и аналитики неоднократно отмечали, что после 2014 г. значение Центральной Азии для США значительно уменьшиться. В таком случае, перспективы сотрудничества США и Узбекистана в секторе безопасности также значительно осложняться и тогда Ташкент снова начнет интенсивно взаимодействовать с Россией.
Однако представляется, что вопрос об уменьшении для США значения Центральной Азии не стоит трактовать однозначно. Во-первых, США планируют остаться в Афганистане после 2014 г. Во-вторых, в свете резко обострившегося геополитического противостояния России и Запада, США просто вынуждены всеми силами пытаться сохранить свое влияние в Центральной Азии. Не имея возможности оказывать масштабную поддержку всем странам региона, Вашингтон делает ставку именно на Узбекистан.
Впрочем, если баланс сил будет не в пользу Вашингтона, военное сотрудничество с США тут же перестанет быть выгодным для Ташкента. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время Узбекистан будет сохранять нейтралитет, не сжигая мостов ни с Москвой, ни с Вашингтоном. Тем не менее, выступая в качестве линии разлома геополитического противостояния Запада и России, Узбекистан рискует стать ареной борьбы различных центров силы, что, как показывают события на Украине, могут крайне пагубно сказаться на суверенитете государства. Впрочем, сейчас в этом заинтересован только Вашингтон, так как Россия тратит много сил для деэскалации украинского кризиса и ни при каких обстоятельствах не заинтересована в обострении ситуации в Центральной Азии.
Как отмечает эксперт, неспособность США обеспечить безопасность в Афганистане вполне может доставить серьезные проблемы Узбекистану, которому в противостоянии интернационалистам-джихадистам, концентрирующихся в Афганистане, придется опираться на свои силы. Все это свидетельствует о том, что Узбекистану в военном сотрудничестве вряд ли следует игнорировать помощь таких организаций как ШОС, да и про усиливающийся потенциал ОДКБ также не стоит забывать. Очевидно, что потенциал и заинтересованность стран-участниц ШОС в деле обеспечения коллективной безопасности Евразии гораздо выше, чем у США, играющих в Центральной Азии в свою геополитическую игру.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
Нежелание Ташкента сотрудничать с соседями в секторе безопасности ослабляет его военный потенциал, - эксперт
Досье:
Греф Герман Оскарович
Экс-министр экономического развития и торговли Российской Федерации
Перейти в раздел «ДОСЬЕ»Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
Дни рождения:
-
Акихито
Акихито91 год
-
Тюлеев
Нариман Ташболотович61 год
80-е место
занимает армия Казахстана в мировом рейтинге Global Firepower
Правила комментирования
comments powered by Disqus