90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Уйгурский фактор в Казахстане

29.08.2014 18:28

Общество

Уйгурский фактор в Казахстане

Недавно в СМИ Казахстана прошла информация о том, что в республику под видом казахов переезжают этнические уйгуры из Китая. В то же время китайские казахи не могут выехать на историческую родину. Также публикуются выдержки из обращения общины китайских казахов, где они заявляют, что «Президент Казахстана поручил МИД создать все условия для переезда этнических казахов из Китая на Родину. Однако в настоящее время мы не видим чиновников, которые добросовестно исполняли бы данное поручение. Получение визы само по себе превратилось в серьезную проблему. Причем речь идет не только о переселении на постоянное место жительства, но и переезде в рабочих и личных целях.

В Синьцзянь-Уйгурском автономном регионе (СУАР) проживает многочисленная казахская диаспора (около 1,5 млн человек). Эта категория населения постоянно испытывает на себе все ограничения политики Пекина (контроль над рождаемостью, расселение по территории Китая с целью растворения этнических меньшинств в среде ханьцев, ограничения в сфере конфессиональных отношений). Доходит до того, что уйгурам, являющимся мусульманами-суннитами и имеющими ярко выраженные признаки исламской идентичности (наличие длинной бороды или женской мусульманской одежды) запрещают даже ездить в общественном транспорте.

В сфере культуры и образования возможности развития уйгурской идентичности также ограничены. Если в 1990-е уйгурские дети начинали учить китайский с третьего класса, то сейчас обучение с первого по пятый класс происходит только на китайском языке.

А вот уйгурам, желающим переехать в другой регион Китая, оказывается всяческая поддержка, так как Пекин заинтересован в расселении этнических меньшинств по всей территории Китая.

Иными словами, наблюдаются явные перекосы в национальной политике Китая, который жестко и методично отстаивает принципы унификации и централизации. Нынешние события на Украине показывают пагубность этого сценария. Впрочем, безусловно, качество и потенциал государственного управления Китая не идет в сравнение с Украиной, однако развития этнокультурного потенциала уйгуров в Китае ограничено, что, в свою очередь, опосредованно влияет и на тюркоязычные народы Центральной Азии.

Если сравнить политику Пекина в СУАРе с политикой, например, России в таких субъектах федерации как Башкортостан и Татарстан, то сравнение явно будет не в пользу Поднебесной. По-сути, жесткая политика Китая в отношении СУАР – это наглядная иллюстрация того, что может произойти в Центральной Азии, если Китай будет усиливать свое влияние на регион. И хотя такой поворот дела далеко не самый вероятный сценарий, исключать его все же не стоит.

Пекин всячески старается не афишировать свою политику в отношении национальных меньшинств. В том числе и поэтому, Китай позиционирует себя в Центральной Азии как предельно деполитизированного инвестора и партнера по торговому сотрудничеству. Однако на самом деле пассионарные ханьцы постоянно стремятся к расширению своего влияния. Неслучайно, китайские инвестиции в Центральную Азию осуществляются на выгодных условиях для республик региона, однако все работы ведут сами китайцы. Усиливающееся влияние китайцев в Кыргызстане и Таджикистане показывает, что зачастую власти не знают, как контролировать и управлять этими потоками.

Итак, СУАР в Китае – это очаг нестабильности. Нередко там проходят теракты и даже восстания. В СУАР действуют около 30 террористических формирований, которые борются за независимость региона. Однако опасаться потоков уйгур и этнических казахов, переселяющихся из Китая в Казахстан, вряд ли следует. В Казахстане положение уйгуров гораздо более свободное. Достаточно сказать, что нынешний премьер-министр Казахстан К. Масимов – уйгур по национальности.

Конечно, экстремистские уйгурские организации выдвигают требование создать независимое уйгурское государства, за счет территории Китая и Казахстана, но говорить о том, что вместе с уйгурами в Казахстан идет экспорт экстремизма не стоит.

Безусловно, казахстанские уйгуры, концентрирующиеся главным образом в Алматы, довольно часто имеют контакты с уйгурами, приехавшими из Китая. Однако о подрывной деятельности против казахстанской государственности речь не идет. Та часть уйгур, которая переселяется в Казахстан, делает это в поисках лучше доли. Казахстан и притягателен для них тем, что это государство либеральнее в своей политике к национальным меньшинствам. Например, недавние оценки Н. Назарбаева языковой политики в Казахстане соответствуют действительности и явно добавляют популярности, как государству, так и ее лидеру в глазах мировой общественности.

Проблема лишь в том, что фактор уйгуров в Казахстане может разыгрываться внешними геополитическими игроками, да и Казахстан заинтересован не в переселении уйгуров, а в возвращении своих оралманов из Китая и для этого необходимо создать соответствующие условия.
 

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

29.08.2014 18:28

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Хамид Карзай

Карзай Хамид

Президент Афганистана

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
63.3%

граждан Кыргызстана не сообщают в милицию о преступлениях

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31