90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Джут заказывали? Беда в Казахстан приходит сама. Иногда в виде фарса

07.03.2013 21:04

Общество

Джут заказывали? Беда в Казахстан приходит сама. Иногда в виде фарса

Как случилось это в начале текущего года, когда по республиканским и прочим СМИ прокатилась волна сообщений о «небывалом джуте» в Павлодарской области. Сообщения подкреплялись видеорядами телеканалов с дохлыми и растерзанными лошадьми. Не всякий человек мог спокойно на это взирать и равнодушно читать об очередном бардаке, в котором, понятное дело, виновны чиновники во главе с министром сельского хозяйства. Огня в топку страстей по многострадальному животноводству страны добавили костры из породистых коров и телят в СКО.


И вот уже в начале февраля на заседании мажилиса коммунист Владислав Косарев заявляет: джут не только в Павлодарской области, большинство подсобных хозяйств селян страдают из-за нехватки кормов для скота. Виноваты зерновые компании, которые завладели земельными ресурсами и сняли с себя ответственность за снабжение ЛПХ сеном, соломой, зернофуражом.
 
«Удивляет позиция правительства! Мы просмотрели повестки заседаний в 2012 году – ни разу не рассматривался вопрос обеспечения ЛПХ кормами! А министр вообще занял позицию страуса – в отставку Мамытбекова!»
Спустя сутки в СМИ и на телеэкранах отметился глава Союза мусульман Казахстана Мурат Телибеков, предложивший «на царство» в Минсельхоз… Розу Рымбаеву. Дескать, хорошо поет и всем нравится. Еще через день с заявлением выступил «Волонтерский корпус Алматы». «Пока артисты будут проводить концерты в поддержку Тунтекова (арестованного за серьезное ДТП), мы будем заниматься реальными вопросами, – бесстрашно заявил в телекамеры волонтер Юра. 
 
– Молодежь Алматы окажет помощь скотоводам Павлодарской области и СКО, организовав сбор денег для скорейшего приобретения кормов голодающему скоту». Но всех опередила мажилисмен Дарига Назарбаева, проявив глубокие познания в тонкостях степного животноводства: «Нельзя привозить корову из Аргентины, Австралии или Германии, если ей в Казахстане не созданы условия для выживания. У нас нет профессиональной ветеринарной помощи, кормовой базы, высококвалифицированных кадров. У нас главное – освоить деньги, построить, привезти, а там хоть трава не расти. Сегодня у нас мясо дороже, чем в Америке – это никуда не годится!» Высказал свою принципиальную позицию и экс-министр СХЗ, ныне ректор аграрного университета Ахылбек Куришбаев: оказывается, он всегда был противником закупа импортного скота и настаивал на разведении отечественных пород. А его сподвижники объяснили корреспонденту «Литера»: закуп скота за океаном – происки все того же Мамытбекова в бытность его кормчим НУХ «КазАгро». Для справки: «экспорт мяса в Россию» в 2008 году действительно начал холдинг «КазАгро», но возглавлял его тогда… Алихан Смаилов.

Джут у нас не в Палодарской области и СКО, джут у нас в головах.

Если бы не было так грустно…

...то было бы весело. Начнем с заявления бывшего министра на прошлой неделе. Краткий экскурс в новейшую историю. «Программа развития экспортного потенциала мяса КРС в РК». Основание для разработки – послание президента народу Казахстана 28 февраля 2011 года. Посланию предшествовало совещание правительства с участием Нурсултана Назарбаева 12 января «О текущем состоянии и перспективах развития животноводства в РК». Ровно через неделю – совещание по реализации экспортного потенциала мяса КРС. Умирзак Шукеев: «Если мы будем базироваться на казахской белоголовой породе, мы будем этим заниматься 30 лет. Кто нас будет ждать на рынке 30 лет?» Ахылбек Куришбаев: «Прежде всего, нам нужно завезти порядка 10 тысяч голов высокопродуктивных, чистопородных, элитных племенных животных». 20 января 2011 года: коллегия Минсельхоза по итогам 2010 года, доклад г-на Куришбаева: «Отмечен рост численности скота всех видов на 3 процента. Начата системная работа по повышению генетического потенциала скота за счет крупномасштабной селекции». От автора: в это время после сильной засухи скот вырезался, а спустя год идентификация КРС выявит недостачу почти миллиона голов. О том, какой крупномасштабной авантюрой оказалась КМС, читайте в «ЛИТЕР-Неделе» от 5 июля минувшего года в статье «Деньги на бочку». Кстати, приказ о проведении КМС г-н бывший министр подписал еще в марте 2009 года. А в сентябре 2010 года он же с группой сопровождающих лиц по приглашению губернатора штата Северная Дакота Джона Ховена прибывает на берега Великих озер. Встречается с американским коллегой Томасом Вилсаком, заместителем госсекретаря США по экономике, энергетике и сельскому хозяйству Робертом Хорматсом, бывшим министром СХЗ США Эдвардом Шафером. Куришбаев договаривается о строительстве до конца года двух откормочных комплексов на 4 тысячи голов, обещает долгосрочную аренду сельхозугодий РК для СП. Обсуждает перспективы создания в Казахстане СП по переработке и реализации мяса с высокой добавленной стоимостью с последующим экспортом в Россию, Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Азии… Следом за министром через океан из штата Северная Дакота летят самолетами более 1300 герефордов и ангусов.

Портрет маслом, последний мазок: 3 ноября 2011 года на посвящении первокурсников в студенты ректор Казахского АТУ Ахылбек Куришбаев пообещал вырастить нового министра сельского хозяйства страны. Крепнет связь поколений.

И это должно радовать коммуниста Косарева – радетеля страдающих от бескормицы и произвола зерновых компаний ЛПХ. Одна только неувязка: вот уже 7 лет бродит по Парламенту призрак проекта закона об ЛПХ. Получается, что эти подсобные хозяйства сельских граждан вне закона. При содействии депутатов. 7 лет назад слуги народа, в том числе и сельского, приняли Земельный кодекс с его одиозной  статьей 170. Приняли с руганью, обещаниями мочить в отхожих местах и бутафорскими отставками правительства. Ибо предлагалось внести в свод законов почти 700 поправок, статью 170 изъять. Приняли без поправок и со статьей. До тех пор хозяин ЛПХ отдавал свой земельный надел в 30–40 гектаров зерновой компании в субаренду. Плюс наделы членов семьи. По договору осенью он получал 10–15 процентов от урожая кормами для скота, углем на зиму и мукой. Схема была отработана, и нынешние проблемы зимовки скота решались автоматически. Но слуги народа обозвали селян рантье, паразитирующими на здоровом теле бизнеса, и по статье 170 наделы стали собственностью олигархов, латифундистов и прочих тружеников полей и ферм, проживающих в городах. Чтобы теперь депутат Косарев в праведном гневе открывал глаза правительству и требовал отставки Мамытбекова, которому Куришбаев уже готовит замену.

Жаль, что не все жители властного олимпа обладают таким чувством юмора и сарказма, как глава Союза мусульман РК Мурат Телибеков. То он предложит заменить шампанское кумысом на встрече Нового года. То разовьет инициативу аксакалов по переименованию города Жанаозен в честь акима Мангистауской области Абая Шакаримовича Курмангазы. А то и вовсе выступит с идеей провести в Астане грандиозный заочный суд над Гитлером и прочими преступниками всех времен и народов, включая беглых казахстанских олигархов. А потому Роза Рымбаева на пост министра СХЗ – всего лишь милая шутка. В отличие от заявления волонтеров южной столицы. Здесь все серьезно. Запущено…

Джут из окна джипа

Если без эмоций. Главы пострадавших от джута КХ «Турар» и «Абылайхан» Максут Мукажанов и Амангельды Нуркенов утверждают: в первом табуне из 1200 лошадей в степи пало 250, во втором – из 1200 пало 700. Судя по размерам табунов на тебеневке, КХ – из разряда крупных. А в Павлодарской области таких крупных КХ, по информации руководителей региона, еще 33, численность же лошадей превышает 90 тысяч голов. Но от джута сильно пострадали лишь два хозяйства. Причем их табуны кормились не в волчьей глухомани, а вблизи городов Экибастуз и Аксу. По официальной же информации хозяйства получили соответственно 4,8 и 4,9 млн тенге государственных дотаций и удешевленный фураж, на которые реально создать страховые запасы кормов на зиму. И что в итоге? Косвенно ответ на вопрос дал аким Павлодарской области Ерлан Арын: «На джипах ездят, а скот дохнет. Конечно, будет такой мор – никакого отношения к сельскому хозяйству не имеют люди. Ни квалификации, ни понимания нет…» И обвинил глав двух КХ в умышленном сокрытии скота. А вот отсюда – поподробнее.

Для начала – о совместимости джипа и джута. В конце января в Костанае осужден аким Карасуского района Асан Нургазинов. По статье УК 251 незаконное приобретение, ношение и хранение оружия. В 2010 году Нургазинов был главой КХ, но пьяного и с пистолетом его обнаружили в ночном клубе Костаная, где, по показаниям персонала, он бывал чаще, чем на полях. Тогда же возбудили уголовное дело по подозрению в покушении на убийство тестя. Следствие затянулось на два года. В итоге «следаков» уволили со службы, а Нургазинов за это время вначале стал заместителем акима Костаная, а затем – акимом Карасуского района. На суде «крестьянин» рассказал о тяжкой доле пахаря с асфальта: по полям он передвигался исключительно на… «Хаммере», который стоит не меньше 200 тысяч долларов. На чуде американского оборонпрома разъезжал и по ночным клубам. Благодаря поддержке государства: дотации, субсидии, удешевленная солярка. После суда, пощадившего его статьей закона об амнистии, оставил должность акима района по собственному желанию – судимость уже из биографии не вычеркнешь. Но… встречай, страна, своего кормильца – крестьянина! Возвысьте, депутаты, свои голоса в его поддержку! Позор Минсельхозу, который вынуждает наших крестьян ездить по полям на «Хаммерах» с боевыми пистолетами! Волонтеры южной столицы, объявляйте сбор средств в его поддержку!
Автор сгустил краски? Отнюдь! Всегда, когда в присутственных местах нашего государства начинаются стенания по поводу символической поддержки отечественных кормильцев бюджетом страны, вспоминаю весну 2000 года. Накануне посевной аким области Умирзак Шукеев назначил встречу с крестьянами Костанайского района на поле, в 30 километрах от областного центра. Ни о каких субсидиях, дотациях, льготах тогда не помышляли. От акима потребовали просто денег на посевную – иначе ей не бывать. Шукеев долго молчал, а потом, показав рукой на табун «мерседесов», «тойот», джипов, на которых съехались крестьяне, сказал: «Мужики! А вы продайте свои иномарки – денег хватит и на посевную, и на уборку…» Не продали, посеяли, убрали и старые иномарки поменяли на новые. Так и живем.

В нашей истории с джутом в Павлодарской области заслуживает внимания заявление акима о том, что никакого отношения главы пострадавших КХ к сельскому хозяйству не имеют. Нет ни квалификации, ни понимания… И все становится на свои места: наряду с традиционным коневодством в последние годы махровым цветом цветет полукриминальный бизнес на откорме лошадей на согым. Его подпитывает столица, поднявшая цену закупа до 3 тысяч долларов за откормленную трехлетку. С наступлением устойчивых морозов с юга Костанайской области, например, столичные покупатели вывозят лошадок «КамАЗами». И Павлодарская область не исключение. Как и прочие окрестные. Схема бизнеса: создается КХ, в которое собирается от больших и не очень городских чинов молодняк для выращивания и откорма. Нанимаются табунщики – велик соблазн продержать табуны на тебеневке, сэкономив для себя субсидии государства. Затем – нагул на летних пастбищах, откорм – и можно считать американские рубли. Так было прежде. Вот только все карты спутала последняя зима: глубокие снега в степи, оттепели и 40-градусные морозы, корма оказались под ледяным панцирем, а страховочных запасов нет. Табунщики же, которым не платилась зарплата, разбежались. Павшие же лошадки не свои, за них хозяевам платить придется…

Кстати, о хозяевах. Традиция содержать личный скот за счет государства в совхозных стадах и табунах создавалась советской номенклатурой. Она окрепла в годы строительства капитализма. Бастыки стали содержать в хозяйствах с хорошей кормовой базой, надежной ветеринарной службой, с толковыми зоотехниками-селекционерами и на халяву не только мясных лошадок и курдючных овец, но и породистых скакунов, собирающих призы на престижных скачках. КХ с табунами в 1200 лошадей по соседству с городами – из той же оперы. К коневодству как отрасли АПК имеет весьма условное отношение. Чтобы ссылаться на джут в Казахстане ХХI века, стоит вспомнить о джуте веков предыдущих.

Джут – история Казахстана

83 года назад известный советский поэт и житель Павлодара Павел Васильев написал стихотворение «Джут»:
По свежим снегам – в тысячи голов – 
На восток табуны идут.
Но вам, погонщики верблюдов,
Холодно станет от этих слов –
В пустыне властвует джут!
А степь навстречу пургой, пургой:
– Ой, кайда барасын… ой – пур – мой!
А по степи навстречу белый туман:
– Некерек, бельмейм – жаман, жаман…


Статистика в казахской степи началась в 1868 году с создания в Туркестане статистического комитета. Спустя 9 лет в Омске открыт комитет по Семипалатинской и Акмолинской областям. Третьим в 1895 году стал Тургайский комитет, в который входили Кустанайский и Актюбинский уезды. Возглавлял его Василий Бенькович, который и начал документальную летопись джутов на севере Казахстана. В 1918 году в Кустанае был издан его труд «Животноводство Тургайской области, его экономическое и хозяйственное значение для населения». По статистике Беньковича, катастрофические джуты на севере и в центре Казахстана случались с периодичностью в 10–12 лет. Отсюда и мусульманское летосчисление с периодом в 12 лет (мушель).

Страшная зима 1879–1880 года. Бедствие захватило Акмолинскую, Тургайскую и Сыр-Дарьинскую области: из 12710 тысяч голов скота и лошадей погибло 6106 тысяч голов – 48 процентов. В Тургайской области из 3663 тысяч голов пало 1529 тысяч – 42 процента. Но если в Тургайском уезде население лишилось 72 процентов скота, то в Кустанайском… лишь 17,5 процента. К тому времени уезд стали заселять переселенцы, на примере которых кочевники стали переходить к полуоседлому образу жизни, заниматься земледелием и заготовкой кормов на зиму.

Тем не менее продолжает доминировать – круглогодичное паст-бищное содержание скота и кочевой образ жизни. Бенькович пишет: «Без всякого преувеличения можно сказать, что если бы не было в Тургайской области кочевого животноводства, то следовало бы его придумать и создать». Казахи севера и северо-запада кочевали только летом, зимой скот кормился из-под снега на сохраненных пастбищах. Аулы Акмолы уходили на зиму на берега реки Чу и в пески Мойынкум. Сено заготавливали только для разъездных лошадей. По свидетельству статистика, во время джута казахские семьи сутками работали в степи, чтобы помочь скоту достать корма из-под снега и ледяной корки. Особенно тяжело, пишет Бенькович, приходилось табунщикам: «Кто может сравниться с пастухом киргизом, умеющим во время буранов оберегать гонимые ветром и снегом табуны лошадей! Зачастую не слезая по нескольку дней с седла, без пищи, в страшную стужу при леденящем ветре. Но киргиз-пастух не бросит табун». Эти бы слова да нынешним «табунщикам» на джипах в уши…

После джутов 1879–1880 и 1891–1892 годов поголовье скота в Тургайской области восстановилось на 91 процент. К завершению реформы Столыпина и переселения кочевое животноводство сохранилось только в отдельных уездах и волостях юга и юго-запада Казахстана. Переход коренного населения на оседлый и полуоседлый образ жизни, строительство помещений для скота и заготовка кормов на зиму значительно снизили потери от природных катаклизмов. Тем не менее последняя крупная катастрофа случилась в 1920–1921 годах. Гражданская война, джут, сильнейшая засуха летом. В итоге – голод. Восстановить численность поголовья скота и лошадей удалось лишь к концу 20-х годов.

В 1990 году в Алма-Ате издана книга Валерия Михайлова «Хроника великого джута» на русском языке. Сегодня ее сравнивают со знаменитой поэмой Олжаса Сулейменова «Аз и Я». А тогда тиражу грозил арест. Его вывезли и спрятали в Джамбулской области. В прошлом году эта книга переиздана в переводе на казахский язык тиражом в 10 тысяч экземпляров. А потому сегодня, прежде чем бить в колокола по поводу джута в Павлодарской области, не мешало бы заглянуть в святцы.

«Цыганские» коровы

Иногда я ненавижу свою вторую древнейшую профессию, которой посвятил более 40 лет жизни. Например, когда на телеэкранах смакуют, как в глубокий ров сваливают высокопродуктивных, но уже мертвых коров симментальской породы вместе с телятами, родившимися и которые уже не родятся. Как поливают бензином и поджигают. Как чернеют в пламени великолепные красно-белые «рубашки». А голосок за кадром щебечет: к коровам, каждая из которых стоит 3200 евро, отнеслись гуманно – вкололи каждой в легкие аммиак. Чтобы долго не мучилась. И что дальше? Дальше стандартный набор претензий к Минсельхозу, отечественным ветеринарам и проч.

Хроника событий. В сентябре прошлого года КХ «Леонов» и «Полтавское» СКО завезли из Австрии 722 стельные коровы симментальской породы. Во время карантина казахстанские ветеринарные врачи (именно казахстанские) обнаружили у животных возбудителей вирусной диареи и болезни Шмаленберга. Их диагнозы подтвердили европейские лаборатории МЭБ и России. Принято решение правительства РК об уничтожении зараженного скота. А поскольку он находился на карантине, ответственность, в том числе и финансовую, несет венгерская фирма-посредник, поставившая коров в СКО.

Минувшей весной директора ТОО «Сарыагаш» и «Турар» Утеген Муртазин и Кайрат Оспанов из Костанайской области поехали в Австрию закупать коров для своих мегаферм. Вникнув в эпизоотическую ситуацию, от затеи отказались и коров купили в США. Коровы прекрасно прижились, принесли потомство и дают много молока.

Почему в СКО наступили на грабли, через которые перешагнули костанайцы? В интервью местному муниципальному телеканалу директор ТОО «СБИ – Агро» Берик Утегенов ответил: благодаря лично акиму (теперь бывшему) Серику Билялову область начала завозить скот из Австрии. Сказано в июне 2011 года, аукнулось через год. Красноречивая деталь: 722 уничтоженные коровы венгерские посредники собрали в… 424 фермерских хозяйствах Австрии, два десятка которых уже на момент отбора «засветились» по вирусной диарее. 

Животноводы Костанайской области предпочитают не иметь дел с посредниками из Венгрии, а коров, поставляемых ими, зовут «цыганскими». По аналогии с дедом Щукарем из «Поднятой целины» Михаила Шолохова, которому цыгане продали «справную» корову, надутую через камышинку. Пока вел ее домой, корова сдулась.

А все потому, что Минсельхоз у нас не отвечает за джут – ни в степи, ни в головах.
 
 
Источник: "Литер"

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

07.03.2013 21:04

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
44,7%

населения Казахстана проживает в сельской местности

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30