90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Феномен Курманжан Датки. Курманжан Датка - общественный деятель (1832-1862)

Феномен Курманжан Датки. Курманжан Датка - общественный деятель (1832-1862)

Со времени выхода замуж в 1832 году 21-летней Курманжан за Алымбека Датку, влиятельного в то время сановника Кокандского ханства, она невольно вмешивалась в управление местного значения. Алымбек Асан бий уулу явился правнуком небезизвестного Тилеке Батыра и внуком Ажы бия, некогда соперничавшего с самим кокандским ханом Эрдэне в 60-е годы XVIII века. Алымбек за год до женитьбы в 1831 году из рук Мадалы хана получил звание «Датка» и успел прославится как государственный деятель Кокандского ханства.

«Додхох», на языке фарси значит «справедливый», сначала считался духовным наставником вилайета, позже - местным представителем ханской власти, акимом или военачальником. Звание, должность или титул “датка” возникла в XVIII веке в среднеазиатских ханствах, в особенности в Бухарском эмирате. Обычно звание “Датки” давалось специальной “фатфой” (указом) Шейх уль-Ислама Бухары (высшее исламское духовенство Центральной Азии).

Датки получали жалованье из казны соотвествущего ханства в год 1000 тилля (дилде) и 200 батман зерна. Дворянский историк М.А.Терентьев приравнивал титул датки к званию генерала (См.: Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии.-Т.1.-СПб.,1906.-С.248.-Т.2.-С.412.). Знаток истории Кокандского ханства А.Кун придавал титулу датки смысл административной должности генерала-губернатора местного значения. (Кун А.Л. Очерки Кокандского ханства.//Известия РГО.-Отд.2.-Т.12.-СПб.,1896). А известный казахский просветитель Ч.Валиханов считал должность датка по рангу табели четвертый человек в ханстве. (См.: ВалихановЧ.Ч. Собр.соч.-Т.3.-Алма-Ата.-1985.-С.379.)

По традиции в каждом ханстве Цетральной Азии одновременно могли действовать не более десяти персон в звании «датки». По подсчетам кыргызских исследователей, получившие титул «датка» из кыргызов в течение 1804-1876 годов были: Ажыбек или Аспердин из Таласа, Алымбек из Алая, Кедейбай из Аксы (саруу), Сарымсак из Аксы (багыш), Шер из Аксы (кутлук-сейит), Медет из Жумгала, Гаиб из Алая, Бозой из Бадахшана, из племени ичкиликов окрестности Маргелана и Кожента Молдо Тойчу, Шапак, Сейитбек, Болот, Касым, Тилла, Каракул и из чуйских кыргызов Айдарбек.)

Алымбек Асан бий уулу родился в 1799 году в нынешнем селе Жошолу Алайской долины в семье крупного феодала. Еще в юношеском возрасте был избран бием (правителем своего округа), где проявил себя справедливым и решительным руководителем. Так, в 27 летнем возрасте, точнее в 1827 г., Алымбек был приглашен Мадали ханом в Коканд на службу. В 32 лет он назначается беком, правителем Андижанского вилайета, который включал нынешнюю Андижанскую область Узбекистана, Эки-Суу Арасы (междуречье рек Нарын и Кара-Дарьи), большую часть Ошской и Джалал-Абадской областей нынешнего Кыргызстана.

Поскольку Алымбек датка постоянно находился в Андижане или в Коканде, всеми общественными и хозяйственными делами на Алае занималась его молодая и мудрая супруга Курманжан датка. Именно она готовила для своего государственного мужа материальную базу и военную опору. Алымбек датка часто был в отъездах по поручению Мадали хана. В его отсутствие Курманжан пришлось учиться вести как общественные, так и государственные дела вилайета. И она справилась этим довольно успешно.

Как известно в начале 40-х годов XIX в. началось бухарское нашествие в Фергану. Был убит Мадали хан и на кокандском престоле оказался ставленник Бухары – Ибрахима-хаял парванчи. Эти события вызвали народное недовольство, в котором важную роль играли кыргызские бии. Они по традиции решили возвести на престол человека из династии Алтын Бешика и остановились на жившем в то время в Таласе 50-летнем Шералы – сыне младшего брата Кокандского хана Нарбото (1770-1798) Хаджи бия.

Под руководством Нузупа минбашы из племени саруу в 1842 году был созван курултай в Аксы в местности Сафед-Булан, и Шералы был провозглашен на белом войлоке ханом Кокандского государства. Войско Нузуп бия, состоявшее преимущественно из кыргызских и кипчакских повстанцев, легко занимая крепости, селения и города Касан, Наманган, Чуст, Андижан, Ош, Узген, победоносно входит в Коканд. Нузуп минбашы стал регентом Шералы. В этом событии активно участвовали и другие крупные кыргызские бии, в том числе Алымбек Датка.

В 1842 г. Курманжан Датка с мужем впервые посетила орду Кокандского ханства. С этого времени Курманжан и жены Шералы хана: Жаркынайым и Соно айым стали близкими единомышленниками в политических вопросах ханства. Впоследствии известно много случаев, когда Курманжан получала нужные известия от жен хана. В 1843 году заговорщиками был убит Нузуп бий и главенство в орде перешло кипчакскому бию Мусулманкулу.

Будучи акимом Андижана, Алымбек Датка активно противостоял бесчинствам Мусулманкула. Имея собственные вооруженные силы, он мог не опасаться за свою жизнь. Есть достоверные сведения об его первом выступлении против кокандских правителей с сепаратистской тенденцией, имевшей цель создания независимого кыргызского государственного объединения. В 1845 году он возглавил Ошское восстание и только благодаря хладнокровию Курманжан Датки, вовремя предупредившей его об опасности, сумел избежать расправы, столь жестоко проведенной минбаши Мусулманкулом, буквально потопившим восстание в крови.

Вскоре Кокандское ханство целиком оказался в руках кипчакского предводителя Мусулманкула и он, расправившись с Шералы ханом, посадил на трон малолетнего сына Шералы Кудаяра. Выдав за него свою дочь, Мусулманкул объявил себя регентом молодого хана.

После этих событий Алымбек Датка временно отстранился от дел орды. Перевел центр вилайета из Андижана в Ош, занялся обустройством города. Вообще на Ош алайские родоправители смотрели как на своего рода ставку в Фергане, имели здесь земли, дома, торговые лавки, строили мечети и медресе, определяли им в вакф собственное имущество. Одним из крупнейших в Кокандском ханстве было, возведенное Алымбеком в Оше медресе на правом берегу реки Ак-Буура, имевшее на правах вакфного владения большие земельные угодя. Все это придавало не только политический, но и экономический вес алайским предводителям в Оше.

В народе до сих пор имеет хождение молва, что Алымбек поставил свой Ак Ордо (Белую юрту, ставку) на место нынешнего здания Автотреста, ресторанов Кара-Алма, “Чолпон”, кинотеатра “Космос” и гостиницы “Алай”. Именно там он, а в последующем его жена Курманжан Датка, принимали высоких гостей: правителей Бухарского эмирата, Кокандского ханства, Ташкента, Андижана, Намангана, Ферганы, Маргелана, путешественников, дипломатов, торговцев, военных чинов. Там же принимались важные политические, социально-экономические решения. Перенеся свою ставку в город Ош, Алымбек Датка тем самым поднял политический, социально-экономический и культурный престиж города. Это было большим политическим событием в жизни Оша. Скорее всего, Алымбек Датка понимал какое значение имеет город Ош для кыргызов в военно-стратегическом, общественно-политическом, социально-экономическом, торговом и культурном отношении. (См.: Абытов Б. «Ош: факты, события и личности». – Ош, 2000).

Деятельность Алымбека не ограничивалась Ферганской долиной. В 1847 г. один из представителей и наследников бывших теократических правителей Кашгара Ходжа-Тюря решил воспользоваться недовольством народных масс Восточного Туркестана китайским господством и возглавить восстание. Эти события известны как «восстание семи ходжей». Его поддержали алайские кыргызы во главе с Алымбеком. Движение было организовано вопреки воле кокандского хана, даже в противовес его внешнеполитическим интересам. Но именно потому кыргызы и выступили активной силой и пошли на помощь кашгарским повстанцам.

Восставшие действовали успешно, даже отбили у китайцев Кашгар. Но вскоре местные китайские власти получили подкрепление и восставшие вместе с Алымбеком, да и сам Ходжа-Тюря вынуждены были бежать. Вместе с 20 тысячами беженцев Алымбек вернулся в Алай.

Придя и развернув в Фергане активную политическую деятельность, Алымбек Датка вновь организует и возглавляет заговор против Кудаяр хана. В 1858 г. Малабек, старший брат Кудаяр хана, решил вступить в борьбу за престол, опираясь на поддержку некоторых кыргызских биев. Заговор был раскрыт и Малабек бежал в Ош, побывал в Кара-Суу и Узгене, просил помощи и поддержки у влиятельного алайского родоправителя Алымбека. Он поддержал. В результате Малабек победоносно выступил в Коканд и взошел на трон (1858-1862). Кудаяр хан бежал в Бухару. Кыргызские родоправители получают важные назначения: Алымбек Датка вторично становится правителем (хакимом) Андижана, Сейитбек Датка получил Ходжент, Молдокасым – крепость Нау. (См.: Наливкин В. Краткая история Кокандского ханства. - Казань, 1886.- С. 188-189). А в Ташкенте стал акимом Отомбай бий, соратник Алымбека, прежний маргиланский бек, выходец из племени ичкиликских кыргыз-кыпчаков.

Через некоторое время Алымбек Датка стал главным визирем и кыргызские бии получили на время политическую власть в ханстве. Чокан Валиханов, побывавший в том году на кыргызской земле, писал так: «Малла хан своим приходом к власти был обязан кыргызам и обещал их правителю Алибеку (Алымбеку) должность минбашы, но в течение долгого времени не хотел видеть его на этом посту. Несмотря на это, Алымбек Датка пользовался всеми правами главного визиря». И в самом деле, выдающийся сын кыргызского народа Алымбек Датка во время правления Малабек хана был облечен неограниченной властью и имел большое влияние в государстве.

Однако дворцовые интриги, постоянное противостояние разных группировок, кланов отрицательно действовали на Алымбека. Он решил поднять авторитет, престиж кыргызов как этнополитической силы внутри Кокандского ханства, а если получится - создать самостоятельное кыргызское государство. Причем независимого и совсем, возможно, непохожего на Кокандское ханство. Пожалуй, это было главным политическим кредо Алымбека и оно подтверждается его дальнейшими поступками.

У Алымбека возникает идея объединения южнокыргызских племен с северными и создать независимое Кыргызское государство. В эту пору Алымбек Датка укреплял свои связи с правителями северокыргызских племен. С этой целью он побывал на Тянь-Шане, Иссык-Куле и в Чуйской долине, где нашел понимание и поддержку у вождей самых крупных и влиятельных племен. Вместе с тем он понимал и другое - с разрозненными, автономно управляемыми и независимыми друг от друга кыргызскими племенами сложно было решить этот вопрос.

В 1860 году, услышав о взятии русскими колонизаторами крепостей Токмок и Пишпек, Мала хан посылает Каната Шаа из Ташкента с войском против царской армии и одновременно Алымбека Датку из Андижана. Алымбек вместе с коошуном, называемым «Андижанским», направился в Чуйскую долину через Нарын. По дороге дополнив коошун из новобранцов-кыргызов Кетмень-Тюбе, Тянь-Шаня и Чуя, Алымбек доводит число войска до 12 тысяч человек. В составе коошуна Алымбека были под началом Жангарача манапы из племен солто и сарыбагышей, среди них были и джигиты Шабдана.

Под Пишпеком встречаются два войска, и между Алымбеком и Канатом Шаа возник спор по поводу главного командования кокандскими силами. В ходе сражений на берегах рек Узун-Агач, Кара-Кастек и Каскелен Алымбек не ввел свое войско в сражение. Алымбек решительно выступил против Каната Шаа, и кокандская армия была вынуждена отступить. Придворный историк Коканда Мулла Нияз писал о том, что из-за распри кыргыза Алымбека и таджика Канат Шаа Алымбек вывел свое войско с фронта и не допустил такого поворота судьбы, который бы принес ему гордость или позор... (См.: Мулла Нияз Мухаммед Бен Ашур Мухаммед. Тарих-и Шахрухи. История владетелей Ферганы. // Изд. П.Н. Пантусова. - Казань, 1886.)

Скрытой целью такого решения Алымбека были, как мы думаем, попытка объединения южных и северных кыргызских племен и создания самостоятельного государства или же овладение кокандским ордо. Фактически, он готов был начать дипломатические отношения с русскими властями. Алымбек хорошо понимал, что первым условием для достижения цели является неввязывание в военные столкновения с русскими. Было взято во внимание и то обстоятельство, что чуйские и иссык-кульские манапы относились к России благосклонно. В связи с этими причинами Алымбек посчитал поражение Каната Шаа подходящим фактором.

За «вину» под Узун-Агачем Алымбек был подвергнут преследованию со стороны Малабек хана и бежал в Алай. Можно предположить, что в ханском дворе Коканда имелись сведения о «сговоре» кыргызских родов, и окружение хана опасалось их дальнейших действий. Чтобы предотвратить раскол в государстве, представители хана вели переговоры с Алымбек Даткой, уговаривая его вернуться в Коканд в качестве первого визиря. Но по совету Курманжан Алымбек не пошел на такой шаг.

Он, собрав войско из адыгинейцев и монгушей, намеревался организовать поход в Коканд, однако, проанализировав ситуацию, посчитал, что пока нет для этого условий. Поэтому с целью закрепить поддержку у северокыргызских племен и проведения ряда консультаций, он отправился весной 1861 года в окрестности Нарына. Летом 1861 года состоялись встречи Алымбека с сарыбагышскими манапами Уметаалы, Ажы, Торогелди, после которых у последних сложилось отрицательное отношение к Коканду и в определенной степени против России. Обеспокоенный ростом авторитета Алымбека среди горных кыргызов Малабек хан отправил специальное войско с приглашением его в ордо. Однако Алымбек не только не прибыл, но даже разбил войско и убил ханских посланников.

Генерал-губернатор Западной Сибири А.О.Дюгамель был в курсе этих событий. 8 июля 1861 года он писал военному министру России о намерении Алымбека объединить горных кыргызов и создать самостоятельное владение или государство. «Алымбек остался среди кара-кыргызов и, вероятно, желает стать самостоятельным правителем территории между Иссык-Кулем и Кичи-Бухарой», - писал А.О Дюгамель. Далее А.О.Дюгамель дает указание начальнику Ала-Тооского округа (Верный) Г.А.Колпаковскому поддержать Алымбека, если он вступит в отношения с Россией. Это мнение было поддержано министром иностранных дел А.М.Горчаковым и самим Александром II. (См.: ЦГАРУз. – Ф. 715. – Оп. 1. – Д. 25. – Л. 95-96.)

Алымбек Датка осенью 1861 года вернулся в Ферганскую долину. В то время положение в ордо было тревожным. В начале 1862 года прошел мятеж против Малабек хана, однако был подавлен. В такой обстановке Алымбек, вопреки советам Курманжан не вмешиваться в интриги ордо, решил все-таки воспользоваться ситуацией. Есть версия о том, что некоторые кыргызские бии уговаривали Алымбека взять полноту власти в государстве, чем попытаться создать самостоятельное кыргызское владение. Таким образом, в феврале того же года участники второго мятежа, в основном кыргызские бии: Алымбек, Кыдыр, Касым, Кудайназар и другие убили Малабек хана и посадили на трон его племянника – сына Сарымсака 15-летнего Шах Мурата. Алымбек занял пост главного визиря.

Однако вторая группа заговорщиков в орде стремилась вновь посадить на трон Кудаяра. В их ряду были бек Ташкента Канат Шаа и Рустамбек. Канат Шаа установил связь с находящимся в Бухаре Кудаяром, пригласил его в Ташкент и объявил ханом. Шах Мурат во главе 14-тысячного войска, управляемого кыргызско-кыпчакскими биями, осадил Ташкент, Однако в связи с захватом Бухарским эмиром Ходжента через 53 дня снял осаду Ташкента и вынужден был вернуться в Ферганскую долину (См.: Терентьев М.А. История завоевания Средней Азии. – СПб., 1906. – Т.1. – С. 267.). Пока он защищал Ходжент, вышедшие из Ташкента Кудаяр хан и Канат Шаа завладели Кокандом.

Кудаяр объявил войну кыргызам и кыпчакам, поддержавшим Шах Мурата. Молдо Алымкул, видный государственный деятель, выходец из ичкиликского кыргыз-кыпчакского племени, бывший до 1862 года акимом Маргиланского вилайета, перешел на сторону Кудаяра. С его помощью были устранены кыргызские бии Кыдыр и Ырсалы, поддержавшие Шах Мурата. А в июле того же года приглашенный в ордо обманным путем был убит и Алымбек Датка рукою другого кыргыза по имени Чотон. В извещении Г.А.Колпаковского генерал-губернатору Западной Сибири от 25 июля 1862 года пишется: «Алымбек убит от руки простого подданого» (См.: Бейсембиев Т.К. “Тарих-и Шахрухи” как исторический источник. — Алма-Ата, 1987.-С. 123-124; Боотаева Б. Кыргызы между Кокандом, Китаем и Россией. — Бишкек, 1995.- С. 62).

Курманжан, таким образом, не смогла предотвратить беду, хотя она уговаривала своего мужа от затеи занят трон. Убийство Алымбека вызвал переполох на Алае. Земляки были готовы выступить в Коканд. Курманжан, как жена первого визиря Коканда, в то время не только пользовалась уважением алайцев, но и фактически опиралась на преданное ей войско в десять тысяч джигитов. Несмотря на это, Курманжан решила не допустить очередное кровопролитие и согласилась с судьбой.

Подытоживая первый период деятельности Курманжан (1832-1862), можно сказать, что за эти десятилетия она стала для мужа настоящим другом и самым авторитетным советником. Ее титулованный супруг по достоинству оценил незаурядный ум и способности своей спутницы жизни. Оценка выражалась в том, что Алымбек Датка со временем смело оставлял ей все управление и хозяйство Андижанского вилайета в свое отсутствие. Как-то незаметно сложилось так, что без всяких целенаправленных усилий со своей стороны Курманжан стала самой значительной фигурой в восточной части ханства. Родовые междоусобицы, межплеменная рознь, споры за право пользоваться пастбищами и водоемами - со всеми этими злободневнейшими заботами люди отнюдь не малых чинов спешили к ней за советом и помощью.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.akipress.org/kghistory/news:9061

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
6 млн 118 тысяч

человек численность населения Туркменистана

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Ноябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30