Военная миссия НАТО в Афганистане будет завершена в декабре нынешнего года. Руководители 28 стран-членов НАТО и официальные представители 27 других государств, обсудив сложившееся положение, сочли целесообразным прекратить военную миссию, но направить в Афганистан военных советников, если на это предложение согласится новый президент страны.
Решение НАТО отвечает требованиям движения «Талибан», которое накануне распространило обращение к участникам саммита, призвав их полностью вывести войска из Афганистана и не вмешиваться во внутренние дела страны. «Талибан» объявил о намерении своими силами решить существующие проблемы.
Между тем наблюдатели обращают внимание на возросшую активность талибов на фоне безвластия в стране. В последнее время талибы объявились на севере Афганистана, в зоне подконтрольной таджикским и узбекским этническим группам. По некоторым оценкам это связано с осуществляемой президентом Хамидом Карзаем амнистией, проходящей в стране в рамках программы примирения.
Амнистия заключенных будет проходить в три этапа. Под действие личного приказа Карзая попали все исправительные учреждения Афганистана. В список включена также всемирно известная тюрьма «Баграм». На свободу выйдут все заключенные, за которыми числятся преступления легкой или средней тяжести. Уже известно, что на свободу выходят и бывшие боевики движения «Талибан».
США и другие страны, входящие в НАТО, высказались против этого решения Карзая. Однако, по мнению руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Александра Собянина, США лукавят, заявляя о своем не согласии с действиями афганского президента. Именно им выгодна временная дестабилизация Афганистана. «Американцам не удалось заставить проигравшую на президентских выборах сторону признать итоги голосования. Освобождение из тюрем талибов дестабилизирует ситуацию именно в северном Афганистане, где проживают представители разных народов – пуштуны, таджики, узбеки», — сказал автору Собянин.
Эксперт по Центральной Азии и Афганистану Аркадий Дубнов считает, что «амнистия, осуществляемая властями Афганистана в последние недели по отношению к талибам, в значительной степени свидетельствует о провале программы национального примирения, объявленной Кабулом несколько лет назад». «По данным информированных источников в Афганистане, в конце августа были освобождены две группы талибов, одна в количестве от 7 до 12 человек в северной провинции Кундуз, граничащей с Таджикистаном, вторая в Кабуле и Пули-Чархи, насчитывающая 32 человека. И если в последней группе, большей по количеству, боевиков ИДУ нет, там, в основном, сочувствующие талибам пуштуны, против которых нет серьезных доказательств участия в террористической деятельности (тем не менее, против их освобождения активно выступали представители этнических меньшинств страны — таджики, хазарейцы), то в первой, кундузской группе, были боевики ИДУ, в том числе некоторые лидеры движения, один из которых этнический узбек, афганец уже во втором поколении. По-видимому, речь идет о Кари Билале. О нем уже сообщалось в российской прессе», — сказал автору Аркадий Дубнов.
По словам эксперта, некоторые международные чиновники, работающие в Афганистане, считают, что программа примирения, объявленная президентом Хамидом Карзаем еще до президентских выборов 2009 года, вряд ли окажется эффективной. По их мнению, о примирении надо было договариваться сначала с руководством «Талибан», а уж потом с местными командирами, иначе это будет способствовать коррупции. «Дело в том, что талибы, с которыми власть искала и ищет примирения, делятся на две группы. Первые — это те, кто добровольно сдал оружие, вторые – те, кто находится в заключении. Согласно условиям программы примирения, первые получают достаточно значительные деньги на обустройство мирной жизни, а вторые – только компенсацию на возвращение домой, в родные места. Средства на эту программу выделяли Япония и Великобритания. Однако в последнее время британцы и японцы перестали выделять деньги, обнаружив, что изрядная их часть оседает в карманах местных афганских чиновников. Но даже среди тех талибов, кто успел получить деньги по программе примирения, очень многие снова взяли в руки оружие. Это приносит больший доход, чем мирная жизнь»,- пояснил Дубнов.
Есть свидетельства, что «меры доверия» по программе примирения, осуществляемые правительством Карзая, использовались не только в пропагандистских целях, но и имели значение для проведения выборов. Дело в том, что местные власти в обмен на получение денег от правительства обещали активное и, главное, «правильное» голосование. Именно это обстоятельство, как утверждают международные чиновники, работающие в Афганистане, стало причиной того, что уровень фальсификаций в ходе нынешних президентских выборов гораздо выше, чем на выборах 2009 года.
«Поэтому, практически нет никаких сомнений, что победителем нынешних выборов будет скоро объявлен Ашраф Гани Ахмадзай, представляющий пуштунов — афганское этническое большинство, титульный этнос страны»,- сказал Аркадий Дубнов.
Эксперт считает, что афганские таджики и другие этнические меньшинства, поддерживавшие на выборах кандидата оппозиции, экс-министра иностранных дел Абдуллу Абдуллу, после объявления результатов выборов откажутся их признать, что приведет к новому обострению ситуации в Афганистане. Впрочем, подобную перспективу уже пообещал Кабулу и западным странам в начале нынешней недели авторитетный лидер афганских таджиков, губернатор провинции Балх Мухаммад Атта, снявший с себя ответственность за дальнейшее развитие событий.
По мнению Александра Собянина, политическая дестабилизация Афганистана привнесет риски для стран Средней Азии, но умеренные. «Все граничащие с Афганистаном страны – Туркмения, Таджикистан, Узбекистан и находящаяся в афганской зоне влияния Киргизия, имеют достаточно устойчивые крепкие силовые структуры. Органы Госбезопасности и Вооруженных Сил давно уже работают в теснейшей спайке и отслеживают ситуацию, достаточно быстро купируют возникающие угрозы, связанные с Афганистаном. Дестабилизировать ситуацию в опасной степени ни одна исламистская группировка не в состоянии. Не смогут даже транснациональные группы. Для такой цели нужны силы большего порядка, имеющие государственную поддержку кого-то из мировых игроков, или самого Кабула», — заявил автору Собянин.
Дело в том, что исламистская угроза для Средней Азии со стороны Пакистана и Афганистана не имеет пакистанского или афганского происхождения, считает эксперт. По его словам, за исламистской угрозой для Среднеазиатского региона стоят в первую очередь американские спецслужбы, реже спецслужбы других государств, влияющих на группы исламистов в двух странах. «Талибан» создавался пакистанской разведкой знаменитым генералом Бабуром. В последнее десятилетие «Талибан» стал крепким, самостоятельным, международным явлением, имеющим собственные отдельные отношения и с прежними кураторами — межведомственной разведкой Пакистана, и с иранскими, и с афганскими спецслужбами. На примере «Талибана» важно понять, что исламистская угроза для Центрально-азиатского региона всегда носит международный характер и всегда связана с работой спецслужб внерегиональных стран. Задачи при этом могут стоять совершенно разные – вплоть до дестабилизации наших евразийских стран.
Поэтому тот разлад, который наблюдается в Афганистане сейчас, снижает уровень рисков для Таджикистана — в первую очередь, а также для Узбекистана и Киргизии. «Серьезной опасности переноса этой нестабильности пока нет — силовые ведомства среднеазиатских стран достаточно крепки, в то время как в Афганистане, ввиду глубокой разрозненности, не до каких-то внешних задач», — сказал автору Собянин.
Правила комментирования
comments powered by Disqus