Эксперт по энергетике объяснила, почему повышение тарифов не является в Кыргызстане прихотью энергетиков.
Почему повышаются тарифы на электроэнергию? Этот вопрос сейчас на устах почти у всех слоев общества. Мы попросили ответить на него эксперта, профессора КГТУ имени Раззакова Валентину Касымову.
- Тема тарифов всегда в нашей стране была политической. Оппоненты до сих пор спекулируют, что доходы населения низкие, а коррупция в энергосекторе высокая. Сторонники повышения парируют, что без увеличения тарифов невозможно привлечь инвестиции в отрасль и уже давно не на что ее содержать. Уже 10 лет цены в стране повышаются на все, кроме электроэнергии. Вы в чем видите проблему этого замкнутого круга?
- С обретением независимости в отечественной энергетической отрасли Кыргызстана сложилась неблагоприятная практика установления тарифов на электрическую энергию из–за вмешательства политиков разного ранга в тарифную политику и манипулирования ими в своих интересах. Это является причиной возникновения многих проблем как в самой энергетике, так и в государстве в целом.
Ведь любое предприятие независимо от сферы деятельности должно обеспечить покрытие затрат и прибыль для дальнейшего развития. Энергокомпании не исключение. Тарифы в энергетике должны выполнять не только экономическую функцию возврата расходов на производство, передачу и распределение энергии, но и обеспечивать необходимую прибыль для развития отрасли, а потребителей побуждать к эффективному их использованию.
- Между себестоимостью электроэнергии, которую закладывают энергокомпании (164,1 тыйына за киловатт–час), и показателем, устанавливаемым Госагентством антимонопольного регулирования (115,68 тыйына за киловатт–час), - колоссальная разница. Государство условно сократило себестоимость электроэнергии, значительно сократив капзатраты, направленные на поддержание и развитие энергокомпаний. К чему это приводит?
- Как показал анализ доходов и расходов компаний и низкий процент отчислений из прибыли на ремонт и реконструкцию основных фондов электрических станций и сетей, этих средств недостаточно. Себестоимость электроэнергии выше, чем средневыставленный тариф потребителям.
Из–за неплатежей и дебиторских долгов потребителей среднесобранный тариф ниже средневыставленного тарифа за электроэнергию. В результате отрасль ежегодно недополучала денежные средства от реализации электроэнергии конечным потребителям из–за дебиторских долгов.
Напомню, суммарная себестоимость электроэнергии складывается из себестоимости ее производства в "Электрических станциях", передачи, за которую отвечает НЭСК, распределения и сбыта потребителю через распредкомпании. Такие потери в тарифе отрасль несет с 2001 года. Потерянные финансовые средства давно перевалили отметку в миллиард сомов в год. В результате энергокомпании недополучали финансовые средства. Трудно найти ответ на вопрос: за счет каких средств можно провести полноценную ремонтную кампанию и подготовку к осенне–зимнему максимуму?
Более того, поскольку в стране нет соответствующих производств, энергетические компании вынуждены на десятки миллионов долларов покупать извне силовые трансформаторы, подстанции, масла к ним, запчасти, провода, инструменты, оборудование и материалы.
- Понятно, что вы сторонник повышения тарифов. Но как правительство должно вести грамотную тарифную политику?
- Она должна проводиться с учетом двух основных ограничений. С одной стороны, тариф должен содержать обоснованные затраты, в том числе возврат кредитных процентов и нормативную прибыль, обеспечивающую энергобезопасность, с другой - учитывать уровень жизни населения.
Действующий же сегодня, подчеркну, социально-политический тариф определенно не признает ни экономические, ни рыночные законы. Сегодня мы имеем самый низкий тариф в мире. Ранее в этом смысле мы первенствовали среди стран СНГ.
Наш тариф на электроэнергию для населения - 1,5 цента, что ниже аналогичного тарифа Таджикистана в 2 раза, Узбекистана - в 3 раза, России - в 4 раза, КНР - в 5 раз, Казахстана - в 6 раз, Молдовы - в 10 раз! При этом доходы населения у нас отличаются не настолько.
Необходим комплексный системный подход, и руководствоваться следует индикаторами энергетической безопасности с кризисными и предкризисными их порогами. Выход за их пределы чреват возникновением угроз энергетической безопасности. По международным стандартам, по темпам роста тарифов на энергоносители 20 процентов является предкризисным порогом, 40 процентов - кризисным.
Последний доработанный вариант среднесрочной тарифной политики на 2014–2017 годы учитывает эти нормы. Установленный для обладателей трехфазок тариф 120,3 тыйына учитывает установленную антимонопольным органом себестоимость 115,67 тыйына, о которой вы говорили ранее, и уровень инфляции. Стоит отметить, что правительство в себестоимость одного киловатт–часа заложило и 15% рентабельности, за счет чего энергокомпании должны направлять средства на развитие.
Затем ежегодно с 1 апреля тарифы должны будут корректироваться только на величину фактической инфляции за предыдущий год. Данная мера применена для защиты потребителя от повышения тарифов на электроэнергию в отопительный сезон, что не вызовет трудностей с оплатой и позволит планировать свои расходы.
Для бытовых потребителей с однофазным вводом до 1 апреля 2015 года сохранится одноставочный тариф в размере 70 тыйынов за киловатт–час. Начиная с 1 апреля 2015 года он ежегодно будет увеличиваться на уровень рентабельности в 15 процентов и уровень инфляции.
В целях обеспечения устойчивого развития, а также стабильного и надежного функционирования электроэнергетической отрасли республики при осуществлении тарифной политики необходимо руководствоваться в первую очередь экономическими соображениями, стараясь исключить влияние социально-политических факторов.
- Сами энергокомпании в целом являются прибыльными. Но ко дну их тянет то, что очень дорогая выработка электроэнергии на Бишкекской ТЭЦ распределяется на все компании. Как вы считаете, сможет ли правительство отойти от перекрестного субсидирования?
- Это будет происходить постепенно. Только к 2018 году предполагается сокращение перекрестных субсидий между различными категориями потребителей. Конечной целью должно быть их постепенное полное устранение и приведение уровня тарифов для каждой группы потребителей в соответствие с уровнем реальных затрат на их электроснабжение.
В этой связи к 2017 году Минэнерго необходимо разработать методологию по установлению тарифов на электроэнергию. Дифференцировать их по уровням питающего напряжения. Методология должна быть основана на распределении затрат энергокомпаний между принадлежащими им сетями различного напряжения.
Это означает, что с 2017 года уровень тарифов станет различным в зависимости от уровня напряжения в точке присоединения потребителя к сети электроснабжения. И не будет зависеть от целей использования потребителем электроэнергии.
Правила комментирования
comments powered by Disqus