Завершившийся в Таджикистане саммит Шанхайской организации сотрудничества продемонстрировал ползучую экспансию Китая в регион Центральной Азии на фоне ухудшения ситуации в России и показал наиболее явственный центр силы в организации. Вместе с тем, Москва и Пекин достаточно однозначно дали понять, что продолжат отстаивать свои геополитические интересы в странах ШОС.
В саммите приняли участие президент России - Владимир Путин, Казахстана - Нурсултан Назарбаев, Узбекистана - Ислам Каримов, Таджикистана - Эмомали Рахмон, Кыргызстана - Алмазбек Атамбаев, Китая - Си Цзиньпин. Также в нем приняли участие президент Ирана Хасан Роухани, Афганистана - Хамид Карзай, Монголии - Цахиагийн Элбэгдорж, глава МИД Индии Сушма Сварадж и советник премьер-министра Пакистана по национальной безопасности и внешней политике Сартодж Азиз, они выступили в качестве лидеров стран-наблюдателей ШОС.
Главным практическим итогом саммита можно назвать решение Пекина усилить экономическую зависимость государств Шанхайской организации сотрудничества от КНР путем выделения им $5 млрд. Также Поднебесная пообещала в среднесрочной перспективе проинвестировать в экономику Таджикистана $6 млрд. Китай готов вкладывать деньги и в экономику других центральноазиатских государств, в том числе Казахстана.
Еще одним примечательным моментом саммита в Душанбе стало изменение порядка приема в организацию новых стран. Планируется, что в 2015 году во время встречи глав государств стран Шанхайской организации сотрудничества в Уфе в ее состав будут приняты Индия и Пакистан. Напомним, сейчас членами ШОС являются Китай, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан.
Не менее важными оказались двусторонние встречи на полях саммита, и, пожалуй, самыми обсуждаемыми и ожидаемыми стали переговоры узбекского президента Ислама Каримова с его таджикским коллегой Эмомали Рахмоном. Однако никакой сенсации не произошло. Стороны дежурно обменялись мнениями о дальнейшем развитии организации и укреплении двустороннего сотрудничества. Напомним, что Узбекистан выступает с критикой проекта Таджикистана по строительству Рогунской ГЭС.
Любопытной оказалась встреча Ислама Каримова и с российским лидером Владимиром Путиным, на которой глава Узбекистана заявил, что нельзя не учитывать «интересов России в Украине».
«Встречи стали более дорогими: накапливается много вопросов, и они стоят того, чтобы их обсудить. Все наши встречи лично для меня дают хорошую пищу. А когда эти встречи несколько расходятся по времени, я как-то начинаю в прострации находиться. Есть вопросы, которые хочется задать, и почувствовать какой-то ориентир», - сказал Владимиру Путину Ислам Каримов.
Значительная часть саммита была посвящена обсуждению общих страхов в области безопасности. Неспокойный Афганистан, возвышение Исламского государства Ирака и Леванта, в целом горячий Ближний Восток остаются серьезными вызовами странам ШОС.
Китай выступил за расширение сотрудничества в рамках организации в сфере безопасности.
«Мир остается в неспокойной ситуации. Нам необходимо наращивать сотрудничество между правоохранительными органами, чтобы гарантировать безопасность ситуации в наших странах. Также уделить внимание борьбе с терроризмом и кибер- терроризмом», - сказал глава Китая Си Цзиньпин, учитывая, что его страна имеет хороший опыт борьбы с любым неугодным контентом в Интернете.
События на Ближнем Востоке, связанные с созданием так называемого исламского халифата, могут иметь прямое влияние на регион, хотя они не имеют ничего общего с истинным исламом, подхватил тему безопасности глава Таджикистана Эмомали Рахмон. В пику ему со своим предложением выступил глава Кыргызстана Алмазбек Атамбаев, который считает, что укрепление доверия в районе границ государств-членов ШОС должно стать одним из главных приоритетов. Он напомнил, что Шанхайская организация сотрудничества создавалась на основе «Шанхайской пятерки» и подписанных в пятистороннем формате Соглашений об укреплении доверия в военной области и взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы.
«Эти договоренности внесли серьезнейший вклад в поддержание мира и стабильности во всем евразийском регионе. Считаю, что с учетом сегодняшних реалий нам всем необходимо неукоснительно выполнять достигнутые договоренности и прилагать максимальные усилия по укреплению мер доверия в нашем регионе. Полагаю, что именно укрепление доверия в районе границ государств-членов ШОС должно стать одним из наших приоритетов», - отметил и он, и предложил приступить к разработке и подписанию на двусторонней основе проектов соглашений между государствами Центральной Азии об укреплении доверия в районе границы. Учитывая постоянные перестрелки на таджикско-кыргызской границе, неудивительно, что эту поднял именно лидер КР.
Неожиданно мирные инициативы проартикулировал и глава Туркменистана, обеспокоенный развитием негативных сценариев в Афганистане. На границе двух стран периодически идут бои с исламистами, которые пытаются прорваться на территорию Туркмении.
«Стабильности в Афганистане можно достигнуть только мирным путем. Туркменистан готов предоставить возможность продвижению этому процессу для этого диалога под эгидой ООН. Все мы хотим видеть Афганистан стабильной и экономическо-состоятельной страной», - сказал Гурбангулы Бердымухамедов.
Нурсултан Назарбаев тоже говорил о мире, но применительно к ситуации в Иране. Он отметил, что решение проблемы с мирным атомом в ИРИ откроет путь в ШОС для этой страны.«Приветствуем многосторонние усилия по продвижению диалога между Ираном и Западом. Надеемся, что Тегеран и страны "шестерки" достигнут всеобъемлющего долгосрочного соглашения по иранской ядерной проблеме до ноября 2014 года, что откроет возможности для принятия кандидатом в членство ШОС и эту страну", — сказал Нурсултан Назарбаев.
Не обошли на саммите стороной и украинский кризис. Эта тема даже была включена в итоговую Душанбинскую декларацию.
«Главы государств выступают за скорейшее восстановление мира в Украине и продолжение переговорного процесса в целях полного урегулирования кризиса в этой стране. Они приветствуют подписанный 4 сентября 2014 года Протокол по итогам консультаций трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана резидента Украины и инициатив президента России», - сказано в ней.
Глава РФ Владимир Путин не преминул вспомнить и о новом пакете санкций в отношении руководства России.
«Я даже не понимаю, с чем связаны эти очередные санкционные шаги. Может быть, кому-то не нравится, что процесс пошел по мирному сценарию. Ведь когда-то, я уже много раз об этом сказал, наши западные партнеры довели дело до конституционного переворота в Киеве, затем поддержали карательную операцию на юго-востоке, а теперь когда эта ситуация выходит в русло мирного урегулирования, предпринимаются шаги, которые направлены фактически на срыв мирного процесса. Зачем? Знаете, мне в голову приходит такая крамольная мысль, согласно которой Украина-то никого не интересует. Она используется просто как инструмент для какой-то раскачки международных отношений. А Украина используется как инструмент, как заложник желания некоторых участников международного общения, скажем, реанимировать НАТО, и не столько даже как военную организацию, а как ключевой, один из ключевых инструментов внешней политики Соединенных Штатов для того, чтобы объединить вокруг себя своих саттелитов. Напугать какой-то внешней угрозой», - не скрывал своего сожаления российский лидер.
Правда, г-н Путин не вспомнил о российских военных, уже открыто воюющих на стороне так называемых ополченцев на юго-востоке Украины, и по сути, именно их присутствие дестабилизирует ситуацию и ведет к дальнейшей эскалации конфликта.
Главы стран ШОС не обошли вниманием и Интернет, призвав, внимательнее относиться к сетевому пространству в целом.
«Государства-члены выступают за равные для всех стран права на управление сетью Интернет и суверенное право государств на управление ею в своем национальном сегменте, включая обеспечение безопасности. Государства-члены поддерживают выработку универсальных правил, принципов и норм ответственного поведения государств в информационном пространстве», - говорится в душанбинской декларации. Стоит отметить, что во всех странах Шанхайской организации сотрудничества существует сетевая цензура. Наиболее радикальные меры приняты в Китае, где разработан свой местный Интернет и блокируются любые сайты, где содержится критика внешней и внутренней политики этого закрытого авторитарного государства. Особой любовью к свободе в Сети не отличаются и другие государства ШОС, которые в международных рейтингах занимают самые низкие места в области свободы СМИ и самовыражения.
Вместе с тем, эксперты, оценивающие перспективы ШОС, говорят о стремительном росте влияние Китая в организации. Очевидно, что КНР имеет серьезные преимущества в отношении инвестиций, и как следствие - предложений, способных удовлетворить спрос перед странами Центральной Азии, однако у каждого государства есть свои преимущества и недостатки, считает руководитель администрации Международного общественного движения "Евразийское движение" Леонид Савин. Он отметил, что ШОС - это структура стран азиатского региона и является своего рода противовесом евроатлантической интеграции. Поэтому на Западе хорошим тоном считается не упоминать или всячески принижать значение ШОС, отводя ей роль внешнеполитического инструмента Китая.
«США, между тем, очень четко представляют возможности для управляемых конфликтов в Центральной Азии, включая новые опции после вывода войск из Афганистана. Если Китай и Индия, а также Индия и Пакистан могут договариваться по довольно острым и, казалось бы, неразрешимым противоречиям, а последствия Каргильской войны, да и других горячих конфликтов хорошо помнят в этих странах, это возможно и в государствах Центральной Азии», - отметил Леонид Савин.
Директор центральноазиатского фонда развития демократии Толганай Умбеталиева считает, что сейчас влияние ШОС – незначительное, но в будущем оно может значительно повыситься, если к ней присоединятся и Иран, и Индия, то есть страны со статусом ядерных держав. Заявку направила и Турция, которая тоже в последнее время заявляет о своих амбициозных устремлениях: вернуть под свое влияние территории бывшей Османской империи и также имеет виды и в отношении ЦА. Поэтому перспектива у этой организации есть, но как она будет реализована – неизвестно, так как не исключено столкновение интересов.
«Как известно, именно Москва сейчас является главным противником политики США. ШОС, несмотря на интерес к ней многих стран, не рассматривается пока как крупная и влиятельная структура, она воспринимается как попытка России и Китая создать антизападную коалицию, собрав вокруг себя страны с диктаторскими режимами. В связи с чем, все эти попытки стоит оценивать как продолжение выстраивания политики изоляционизма со стороны Кремля», - отметила г-жа Умбеталиева.
Ведущий научный сотрудник Службы геополитики и региональных исследований Библиотеки Первого Президента РК Руслан Изимов считает, что после того как Россия заблокировала китайский проект «Зоны свободной торговли в рамках ШОС», обнажилось соперничество между двумя странами за регион. Несмотря на официально заявляемые принципы, вполне очевидно, что предлагаемая Китаем модель сотрудничества входит в определенное противоречие с интеграционными проектами, где Москва выступает в качестве модератора. Это, в свою очередь, означает, что конфликт интересов Китая и России в Центральной Азии будет только нарастать, и вполне предсказуемо, что политические элиты государств региона в перспективе могут стать перед геополитическим выбором.
Правила комментирования
comments powered by Disqus