Казахский аналитик, исследовавший причины участия молодых людей из Средней Азии в боевых действиях в Сирии, говорит, что граждане Узбекистана и Таджикистана больше всего сконцентрированы в группировке «Имам-аль Бухори»
Ерлан Карин и Сагиниш Ахантаева , два казахских аналитика провели исследование причин участия молодёжи из Средней Азии в боевых действиях в Сирии. Они говорят, что возможно однажды эти молодые люди повернут дуло своего оружия в сторону своей родины. О результатах этого исследования мы поговорили с одним из его авторов Ерланом Карин.
Озоди: Вы разделили тех, кто отправляется в Сирию на три группы: заложники ситуации, обманутые и фанатики. Можете об этом рассказать подробнее?
Ерлан Карин: «Мы разделили людей отправляющихся в Сирию и Ирак, на три группы. Первая группа является «заложниками ситуации», которые в жизни столкнулись с разными проблемами. Например, имели финансовые проблемы, нарушили закон и вынуждены были податься в бега в другие страны. Они отправились на Ближний Восток, Турцию и Европу и там подверглись влиянию различных сил, после чего поехали в Сирию и Ирак. Вторая группа эта группа «заблудших» или обманутых. В эту группу входят религиозные люди, подавшиеся на различные призывы, вроде того, что нужно ехать в Сирию и Ирак, так как эти страны подходят для истинных мусульман. Однако, когда они попали туда, то увидели, что картина совсем иная. Третью группу мы условно назвали группой «фанатиков». В неё входят фанатичные сторонники различных экстремистских течений, которые целенаправленно едут для участия в войне».
Озоди: К какой группе вы относите тех, кто попал в эти страны из Таджикистана?
Ерлан Карин: «Мы проанализировали и то, что связанно с Таджикистаном. В том числе социальные сети, страницы экстремистских групп в Фейсбук иТвитере. Там наблюдается местная тенденция, эти являются выходцами из определенных районов Хатлонской и других областей. Здесь играют роль социальные и экономические проблемы, существует и ещё одна тенденция. Те, кто первыми попали туда, начали агитировать и звать земляков, друзей и ровесников».
Озоди: В вашем исследовании есть интересная деталь, это формирование этнических групп из Средней Азии среди экстремистов в Сирии. На основе каких критерий, так сказать «собираются» эти группы?
Ерлан Карин: «В начале, молодёжь из Средней Азии попадая в Сирию присоединялись к организации Исламское государство Ирака и Ливанта, Джабхат-аль-Нусра, Джайш-аль-мухаджирин и так далее. Однако в последнее время мы видим, что организуются отдельные группы из числа молодёжи. Хотя в идеологии джихада экстремистских групп в Сирии и Ираке не наблюдается признаков разделения по национальному признаку, однако, несмотря на это некоторая часть молодых людей из-за рубежа собираются в группы по национальным и этническим признакам.
Например, подразделения формируются из числа уроженцев одной страны. Группа Джамаат Собири собрана из числа выходцев из Дагестана, группа Имам-аль Бухари, в основном состоит из граждан Узбекистана и Таджикистана. На наш взгляд это очень опасная тенденция. Потому, что они там собираются в группы и потом могут вернуться на родину. Как это было на границе Пакистана и Афганистана. Например, Исламское движение Узбекистана и Джамаат Ансорулло появились в этих районах, после чего начали просачиваться в страны региона и активизировать свои действия. Поэтому существует угроза того, что эти этнические группировки, могут направить против собственной родины. Эта опасность существует.
Озоди: По поводу количества граждан Средней Азии в Сирии существует различная статистика. В вашем исследовании был, затронут этот вопрос? Можно ли привести точные данные, сколько выходцев из Таджикистана или Казахстана участвуют в этих боевых действиях?
Ерлан Карин: «Существует различная статистика. Мы исследовали данные различных источников, как экстремистских групп, так и специальных служб. В среднеазиатских странах мало комментируют статистику об экстремистах. В Казахстане и Кыргызстане говорят об этом, в Таджикистане чуть меньше комментируют, но от специальных и иных служб Туркменистана и Узбекистана нет никаких официальных данных. Существуют данные исследовательских центров, прежде всего западных. Согласно данным официальных структур из каждой среднеазиатской страны в военных действиях в Сирии участвуют от 100 до 150 человек, но аналитики считают, что их число намного больше.
Озоди: Вам удалось выяснить, кем финансируются экстремистские группировки из Средней Азии, так как на распространённых фотографиях они выглядят хорошо экипированными и вооружёнными
Ерлан Карин: «К сожалению, на это ну удалось. Но мы проанализировали много фото и видео материалов, которые появились в последнее время. В том числе видео, которое за последний год распространили граждане Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и особенно материалы Джамаат Собири и Имам – аль Бухари. Видно, что они хорошо вооружены и экипированы, однако это видео может быть агитационным роликом. Мы сравнили это видео, с агитационными роликами экстремистских групп сосредоточенных на границе Пакистана и Афганистана. В них мы не увидели такую экипировку. Поэтому можно сказать, что боевики в Сирии по сравнению с боевиками на пакистано-афганской границе, финансируются лучше. То есть эти группы хорошо финансируются и у них есть устойчивые каналы обеспечения.
Озоди: Но все же, как привлекают этих молодых людей в ряды экстремистов, и как они преодолевают долгий путь из Средней Азии в Сирию?
Ерлан Карин: «Прежде всего, через Интернет. К сожалению Интернет превратился в не контролируемое пространство для агитации этих группировок. Если раньше существовали отдельные вебсайты экстремистов, то теперь существуют тысячи страничек в соцсетях. Начиная с Фейсбук и Твитера, до Одноклассников.
В социальных сетях информация распространяется очень быстро. Например, мы видели видеоролик казахских экстремистов, который за два дня широко распространился в соцсетях, и пресса также писала об этом. То есть существует влияние социальных сетей.
Во вторых та молодёжь, которая отправляется в Сирию и Ирак, подвергается идеологическому воздействию не только у себя в странах как Таджикистан, Казахстан, Кыргызстан, но и за рубежом. Было много случаев, когда казахская молодёжь подвергалась идеологической обработке экстремистов в Европе, и отправлялась в Сирию и Ирак с семьями. Многие граждане Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, тоже в начале направлялись на заработки в Россию, и оттуда уже направлялись в Сирию. Поэтому мы должны искать причины участия молодёжи в боевых действиях в Сирии, не только внутри страны, но и за рубежом и в среде в которой они подвергаются влиянию экстремистских группировок.
Правила комментирования
comments powered by Disqus