24 сентября по собственному желанию ушла с должности министра здравоохранения Динара Сагинбаева. Однако кресло под ней начало шататься почти сразу после назначения в 2011 году. Тогда ряд врачей предположил, что за новым министром стоит депутат ЖК от фракции СДПК Дамира Ниязалиева. Врачи обратились к президенту Кыргызстана Алмазбеку Атамбаеву и спикеру Жогорку Кенеша Асылбеку Джеенбекову. Они напомнили, что министр ни дня не проработала в лечебной структуре, так как всегда была чиновником в системе здравоохранения. Однако министр Динара Сагинбаева в кресле усидела. Правда, период ее "правления" сопровождался чередой скандалов и разбирательств. Давайте вспомним самые яркие из них.
Мнимый больной
Самые громкие нарекания в адрес Министерства здравоохранения связаны с диагнозом, который медики поставили криминальному авторитету Азизу Батукаеву.
Напомним, что из нарынского СИЗО-4 его выпустили на основании заключения врачей о том, что у Батукаева рак крови и он долго не проживет. В тот же день вор в законе покинул Кыргызстан, вылетев чартерным рейсом в Грозный. Однако, по имеющейся информации, "смертельно больной" не только до сих пор жив, но и умудрился жениться.
Год спустя, по вновь открывшимся обстоятельствам уголовное дело было опять возбуждено. После этого Азиза Батукаева объявили в розыск.
Была создана депутатская комиссия, которая постановила привлечь к ответственности всех причастных лиц: занимающую тогда должность министра здравоохранения Динару Сагинбаеву, главу МВД Абдулду Суранчиева, председателя ГРС Эрлана Сапарбаева и ряд других высокопоставленных чиновников.
Привет из средневековья
Большим скандалом мирового значения стало событие, произошедшее в августе прошлого года. Тогда от чумы умер Темирбек Исакунов, житель села Ичке-Жергез Ак-Суйского района Иссык-Кульской области. Примерно за неделю до гибели мальчик посетил родителей в урочище Оттук в Сары-Джазе, которое считается природным очагом чумы, где и заразился от носителя заболевания - сурка. Из-за нехватки денег в данном очаге в течение 30 лет не проводились карантинные мероприятия. Об опасности вспышки чумы незадолго предупреждали эпидемиологи. Однако, по их словам, на сообщения в Минздраве не отреагировали. Более того, сам Республиканский центр карантинных и особо опасных инфекций пытались сначала ликвидировать, но потом решили просто оптимизировать.
Лишь после смерти Исакунова начались противочумные мероприятия и массовое истребление сурков. Для проведения работ были изысканы дополнительные финансовые средства. Местных жителей поголовно провакцинировали. К проведению карантинных мероприятияй подключили сотрудников МЧС. Контактировавших с мальчиком изолировали. Динара Сагинбаевао провергла возможность эпидемии бубонной чумы в республике. Позже Минздрав отчитался о полной локализации природного очага чумы. Однако гарантий, что вспышка не произойдет вновь, эпидемиологи не дали, опять же заявив о нехватке средств на профилактические мероприятия. Динара Сагинбаева проблему Минфину озвучила. Однако в глазах мировой общественности Кыргызстан закрепил за собой статус эдакой "азиатской Африки" .
Фармацевтические битвы
Депутат от фракции "Ата Мекен" Ширин Айтматова рассказала, что к ней обратились пациенты, страдающие почечной недостаточностью. По их информации, во время сеансов очистки крови им должны были вводить лекарство, поднимающее гемоглобин, так как он постоянно снижается из-за отказа функции почек. Но, по словам пациентов, вместо качественного лекарства им стали вводить сомнительный препарат с побочными эффектами. И действительно, вместо рекормона больным кололи репретин. После укола якобы многим становилось плохо.
С этого начался затяжной скандал и судебные процессы по иску компании "Ротафарм" к Айтматовой, профессору нефрологу Рысбеку Калиеву и правозащитнице Бурул Макенбаевой.
О подробностях этих разбирательств "ВБ" рассказывал очень подробно.
Вопрос о том, что экс-министру здравоохранения Динаре Сагинбаевой пора в отставку, пациенты с почечной недостаточностью подняли на встрече по поводу смерти 34 пациентов, находящихся на диализе в Чуйской областной объединенной больнице. Пациенты предположили, что смерть больных наступила из-за того, что им давали просроченный репретин. Однако их предположения в Минздраве опровергли, объяснив гибель пациентов сопутствующими почечной недостаточности заболеваниями.
Накануне встречи прошел митинг получающих гемодиализ пациентов. Из-за поломки нескольких аппаратов искусственной почки медики были вынуждены проводить процедуры в пять смен. Во время встречи с недовольными пациентами Сагинбаева сказала, что сама решит, когда ей стоит покинуть пост министра здравоохранения.
Частная лавочка в детском отделении онкологии
Открытое письмо президенту и главе правительства родителей онкобольных детей заставило Минздрав обратить внимание на проблемы детского отделения Национального центра онкологии. Динара Сагинбаева призналась, что нарекания по поводу "монополии" в отделении не прекращаются лет эдак десять. Комиссия Минздрава выявляет нарушения, которые каждый раз не устраняются.
Созданная в этом году по поручению правительства комиссия выявила, что бывшая заведующая Дамира Байзакова не заполняла истории болезней маленьких пациентов, скрывала факты смерти детей, причины смерти не выяснялись и не обсуждались. Полставки заведующей отделения Байзакову лишили, сохранив за ней ставку научного сотрудника с правом лечить детей.
Решение министра о снятии Байзаковой с должности заведующей спровоцировало митинг части родителей онкобольных и взрослых пациентов, лечившихся у Байзаковой. Однако проблемы министру предрекали не столько из-за решения по Байзаковой, сколько из-за уволенной тем же приказом главного врача НЦО Бактыгуль Султангазиевой. Султангазиева со своим увольнением не согласилась, расценив его как перекрытие ей дороги к должности директора НЦО, подала в суд и быстро его выиграла. Возразить Минздраву было нечего.
Ситуация выявила полный паралич власти в онкоцентре и анархию, на которые в Минздраве закрывали глаза много-много лет.
Неудивительно, что Динара Сагинбаева попала в число тех, кого парламентская коалиция большинства решила сменить.
Однако, как сообщили источники, Динара Сагинбаева покинула пост министра здравоохранения по собственному желанию.
Правила комментирования
comments powered by Disqus