Достоверной информации относительно того, как будет выглядеть памятник, пока нет: по официальным данным, эскиз будет готов в первых числах сентября. Как сообщает радио «Озоди», 23 сентября прошла встреча представителя посольства Таджикистана в России Мухаммада Эгамзода с учеником Церетели Сергием Шагулашвили, в ходе которой было решено согласовать проект будущей скульптурной композиции с посольством РТ и представителями таджикской интеллигенции.
Однако в сети прошел слух, что проект уже создан и даже получил название - «Гражданин Таджикистана, укладывающий плитку». Это вызвало всплеск негодования со стороны Общероссийского общественного движения «Таджикские трудовые мигранты». Его председатель Каромат Шарипов выступил с обращением, в котором от лица участников движения выразил недовольство по поводу возведения памятника таджикскому рабочему. Он отметил, что за постсоветские годы в судьбе мигрантов ничего не изменилось: они остаются дешевой рабочей силой, чьи интересы, трудовые права и жизнь не составляют никакой ценности для принимающей стороны. По словам Шарипова, прежде, чем возводить памятник таджикскому мигранту в Москве, необходимо уравнять мигрантов и коренное население в их трудовых, гражданских и человеческих правах.
- Увековечить в образе «укладчика московской плитки» таджикского врача, учителя, инженера, ученого, музыканта, артиста, который вынужден стать мигрантом и взять в руки метлу или отбойный молоток с целью избавить от голодной смерти родных на Родине, - это значит совершить еще один акт унижения таджикской нации, то есть возвратиться ко времени морального геноцида таджиков в скетч-коме «Наша Раша» на телеканале НТВ, с которым участники Движения «Таджикские трудовые мигранты» вступили в борьбу и победили, - заявил Каромат Шарипов. - Те, кто поддержал и оплачивает идею по увековечиванию таджика в образе Вечного мигранта с дорожной плиткой в руке не учитывают того факта, что из генетической памяти и из реальной жизни персо-таджикского народа нельзя вычеркнуть его древнюю культуру, давшую миру Заратустру как символ света и мудрости, Авиценну – врача и философа, основателя современной научной медицины, Омара Хайяма – великого математика, астронома и поэта. Поэтому памятник таджику не с книгой, а с дорожной плиткой в руке не может служить символом признательности москвичей трудовому народу Таджикистана.
В то же время, Общероссийское общественное объединение выразило необходимость установить памятник таджикскому трудящемуся мигранту в столице РТ Душанбе. Однако данная инициатива, по словам Шарипова, в течение нескольких лет остается без ответа со стороны таджикских властей.
- Памятник трудящемуся мигранту в Душанбе - это как памятник Неизвестному солдату в Москве. Родители, жены, дети, внуки и благодарные соотечественники должны иметь возможность возложить цветы и почтить память безымянных героев, отдавших свои жизни на трудовом фронте, чтобы жила и процветала «страна родная», - говорится в обращении ООД «Таджикские трудовые мигранты».
Напомним, московские активисты выступили с инициативой установить в столице России памятник таджикскому рабочему: дескать, москвичи очень признательны мигрантам из Центральной Азии за их вклад в строительство и благоустройство города, и эту благодарность нужно как-то увековечить. Власти Москвы поддержали идею и предложили известному скульптору Зурабу Церетели воплотить задумку в реальность, чтобы уже в ноябре монумент появился на ВДНХ. А пока проект памятника находится в разработке, сами трудовые мигранты из Таджикистана не особо радуются такому «подарку».
Правила комментирования
comments powered by Disqus