90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Китаю грозят зонтами. Поднебесную испытывают на прочность

06.10.2014 10:42

Безопасность

Китаю грозят зонтами. Поднебесную испытывают на прочность

Массовые протесты – удел не только бедных стран с социальными и экономическими проблемами. На прошлой неделе демонстрации захлестнули Гонконг, считающийся одним из богатейших городов планеты. Локальный протест уже вызвал глобальный резонанс, что наводит на мысль о скрытых корнях конфликта.

Наследие «папаши Джина»

Тщательно искать ахиллесову пяту неугодного режима, а найдя, решительно бить по ней, чтобы сокрушить «авторитарного монстра». В качестве подобного слабого звена лучше всего использовать тлеющие межнациональные и межрегиональные конфликты. Достаточно умело их поджечь – и успех гарантирован, даже самая «безжалостная диктатура» может быть разгромлена «быстро и при минимальных потерях». Что касается искры, на ее роль идеально подходят интеллигенты и студенты. Эти группы можно легко взбудоражить, направив их гнев против «ограничений, доктринерства и репрессий».

Эти откровенно циничные советы содержатся в книге «От диктатуры к демократии». Ее автор – Джин Шарп, которого не без оснований считают главным идеологом «цветных революций». Если прочесть работы Шарпа, а затем ознакомиться с мировыми новостями, обнаруживаются просто поразительные параллели. Ничего удивительного, ведь перед нами – идеальный пример воплощения теории в жизнь. Конечно, в последние годы у Шарпа появилось множество последователей – «оранжевых политтехнологов», работающих по всему миру. Но стержневые идеи, заложенные «папашей Джином», остаются востребованными и успешно применяются – будь то далекая Венесуэла, арабские страны или Украина.

Последние события в Гонконге хорошо – можно даже сказать, идеально – ложатся в эту теоретическую схему. В конце сентября несколько тысяч человек – в основном студентов – вышли на улицы города, требуя демократических реформ. По аналогии с акциями в США (Occupy Wall Street – «Захвати Уолл-стрит») новое движение присвоило себе наименование  Occupy Central – «Захвати центр», т.е. центр Гонконга, а в качестве символа выбрало… зонт. Вначале мирная акция очень скоро стала приобретать черты массового неповиновения. Протестующие попытались парализовать жизнь многомиллионного города, прорвавшись в бизнес-кварталы и к правительственным зданиям. Полиция, несмотря на явные попытки спровоцировать ее на жесткие шаги, действовала вполне корректно. И хотя представители демонстрантов (а вслед за ними и Запад) обвинили стражей порядка в чрезмерном применении силы, максимум, на что решились правоохранительные органы, – это использование слезоточивого газа. Даже на Западе с несогласными церемонятся намного меньше – достаточно вспомнить тот же Occupy Wall Street.

Однако в современном мире, где инструменты манипуляции сознанием могут даже из одиночного пикета сконструировать «Марш миллионов», важен сам факт протестов. Эмоциональный репортаж, несколько снимков с удачного ракурса (можно даже с элементами монтажа) – и вот публику убедили в существовании очередной диктатуры, унижающей права и свободы граждан. Протесты только-только начались, а западная пресса уже пестрела заголовками наподобие «Протесты против ущемления демократии» (BBC) и не жалела красок для того, чтобы оттенить самоотверженность студентов и подчеркнуть жестокость полиции. «Они живут на крекерах, бананах и воде в бутылках. Они убирают за собой мусор, не жалея времени даже на отделение пластика и бумаги для переработки. Избранный ими щит и символ их дела – зонт: защита от солнца, дождя и перечного газа, который применяют силы по охране общественного порядка», – пишет The New York Times, и не имей человек внутреннего иммунитета против манипуляции, он волей-неволей посочувствует смелым юношам и девушкам. «Они же студенты!» – воскликнет он, как год назад восклицал, кляня украинский «Беркут»: «Они же дети!».

Место бунта изменить нельзя

Главное требование демонстрантов – демократизация выборного процесса. Требование, надо признать, странное. Выбирать главу местной власти (официально он называется главным министром администрации Гонконга) жители будут только через три года. Это во-первых. Во-вторых, китайские власти вовсе не отказываются от демократизации, но делают это по-восточному мудро, постепенно. До 1997 г., когда Гонконг был британской колонией, никакой демократии здесь не было и в помине. Губернатора назначала королева Великобритании, и жителей, в т.ч. студентов, это почему-то не смущало. После перехода Гонконга под юрисдикцию Пекина главного министра стал избирать специальный Комитет по выборам, состоящий из нескольких сотен представителей деловой элиты города. Но и здесь китайские власти согласились на проведение в 2017 г. прямых выборов главы гонконгской администрации. Правда, с единственным условием – все кандидатуры должны быть согласованы с Пекином. На этот пункт и набросились организаторы протестов, потребовав выборов безо всяких условий.

Однако, как нетрудно догадаться, корни событий находятся гораздо глубже. Гонконг – это Китай, но вместе с тем не совсем Китай. Возвращение бывшей британской колонии в состав Поднебесной сопровождалось рядом соглашений. В течение пятидесяти лет отношения Пекина и Гонконга должны строиться по схеме «одна страны – две системы»: власти КНР не покушаются на капиталистические устои района, а местные власти сохраняют суверенитет во всех вопросах, за исключением обороны и внешней политики. Однако даже эти послабления не свели на нет сепаратистские настроения в Гонконге. 150 лет британского владычества не прошли бесследно. Этому способствует деятельность оппозиционных Пекину СМИ, которые в Гонконге чувствуют себя вольготно, а также различных западных фондов.

Второй причиной выбора Гонконга в качестве площадки для протестов является его исключительно важная роль для Китая. Гонконг является одним из крупнейших финансовых центров не только Азии, но и всего мира. Здесь располагаются штаб-квартиры ведущих корпораций, а кроме того, город представляет собой внешнеэкономические ворота КНР: значительная часть инвестиций и товаров как из Китая, так и в Китай проходят именно через Гонконг. Дестабилизация ситуации нанесет по Пекину ощутимый удар – куда больший, чем провоцирование конфликтов, например, в Тибете или Синьцзяне.

С причиной выбора места мы разобрались. Однако и время выбрано, на наш взгляд, неслучайно. Протесты начались еще летом, однако их всплеск произошел аккурат накануне важной даты – 65-летия образования Китайской народной республики. Главный государственный праздник широко отмечается в стране и за ее пределами, но в этом году торжества были  серьезно подпорчены: в Гонконге большую часть мероприятий отменили, а западные СМИ развернули широкую антикитайскую кампанию. Кроме того, этот год является знаковым для еще одного события – студенческих демонстраций на площади Тяньаньмэнь. Беспорядки 25-летней давности до сих пор используются западной пропагандой для очернения китайских властей, и показательно, что манифестации в Гонконге стали сравнивать с событиями 1989 г. Возможно, сами того не желая, организаторы гонконгской «революции зонтиков» выдали свою цель: спровоцировать власть на применение силы, чтобы затем распространить протесты на другие регионы Китая.

Дипломаты и шпионы

Реакция Запада была ожидаемой. Как и в случае с Украиной, участники демонстраций были объявлены народом, а действующая в строгом соответствии с инструкциями полиция – репрессивной силой. «Мы поддерживаем надежды народа. Мы думаем, что открытое общество с максимально возможной степенью автономии и принципами верховенства закона необходимо для процветания Гонконга», – заявил пресс-секретарь президента США Джош Эрнест. Позже слово взяла рупор американского Госдепа известная Джен Псаки, сообщившая об обеспокоенности Вашингтона происходящими событиями. А руководитель Комитета по международным отношениям сената США Роберт Менендес и вовсе обвинил Пекин в «нарушении обещаний, данных народу Гонконга».

До этого момента наши предположения об организации гонконгских протестов внешними силами основывались на аналогиях. Однако существуют факты, позволяющие подвести под предположения более серьезные основания. Влиятельная китайская газета «Хуаньцю шибао» со ссылкой на сотрудников администрации Гонконга сообщила, что лидеры Occupy Central прошли обучающие семинары в Гонконгско-американском центре. На занятиях, где присутствовали в том числе сотрудники генконсульства США, от студенческих активистов требовали «продвигать демократические изменения», обещая за это поддержку Вашингтона. Кроме того, по данным издания, в ходе семинаров приглашенные из-за рубежа эксперты обучали активистов тактике протестных действий.

Доказать или опровергнуть эти утверждения трудно, однако стоит открыть интернет-страницу Гонконгско-американского центра (www.hk-ac.org.hk), и выводы напрашиваются сами собой. Вот, например, список доноров центра. Среди них – фонды, известные своей поддержкой проамериканских движений и «цветных революций». Например, Фонд Форда, Фонд Аденауэра, Национальный демократический институт и непосредственно Госдепартамент США. Это еще не все. Среди проведенных в марте этого года мероприятий – двухдневный семинар для студентов, посвященный политической реформе в Гонконге. Среди приглашенных гостей – неназваные профессора и некие представители политических партий. Информация короткая и сухая, но она доказывает повышенное внимание центра к политическим процессам в городе.

«Хуаньцю шибао» между тем приводит еще один любопытный факт: руководителем Гонконгско-американского центра в конце прошлого года был назначен Мортон Холбрук. В китайско-американских отношениях это знаковая фигура. В 1970-х гг. он работал в Тайване, являвшемся главным центром американской агентуры, а затем в течение многих лет – в посольстве США в Китае. Там Холбрук, в частности, отвечал за подготовку докладов о правах человека – важного инструмента давления на Пекин. Назначение опытного дипломата на внешне столь незначительную должность, как глава Гонконгско-американского центра, говорит о той роли, которую в Вашингтоне придают этой организации. Китайское издание тем временем открыто заявляет о координирующей роли Холбрука в гонконгских протестах. «Складывается впечатление, что основанный США Гонконгско-американский центр пытается применить опыт восточноевропейских «цветных революций» в Гонконге с целью влияния на внутреннюю ситуацию», – подводит итог газета.

На Западе обнародованную «Хуаньцю шибао» информацию, разумеется, поспешили назвать бредом. Однако китайское издание не единственное, заявляющее о внешних источниках протестов. Американский институт «За мир и процветание», основанный известным политиком Роном Полом, выступил с заявлением, согласно которому, события в Гонконге следуют шаблону срежиссированных США операций по смене режимов, уже опробованному на Украине, в Египте и в Сирии.

Как будут дальше развиваться события, сказать пока сложно. Но совершенно очевидно, что Гонконг – не первая и не последняя попытка ослабить Китай. Как опытный поджигатель Вашингтон разводит огонь сразу с нескольких сторон. Среди них – и Тибет, и Синьцзян-Уйгурский автономный район, и Гонконг. Китаю, претендующему на роль нового глобального центра силы, объявлена негласная война, и ее битвы только начинаются

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

06.10.2014 10:42

Безопасность

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black

Досье:

Игорь Константинович Гусаров

Гусаров Игорь Константинович

Депутат Жогорку Кенеша КР V созыва

Перейти в раздел «ДОСЬЕ»
243 831 885 672 сома

высокольготных кредитов и грантов потратил Кыргызстан за 21 год

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Сентябрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30