Относительно спокойная внутриполитическая атмосфера в Таджикистане начинает накаляться в преддверии парламентских выборов. Призывы к оппозиционному митингу вызвали жёсткую реакцию властей и Совета улемов (богословов).
ПОДГОТОВКА к намеченным на февраль следующего года выборам в нижнюю палату таджикского парламента проходит своим чередом. Партии готовятся к предвыборным съездам и согласовывают списки кандидатов. Протестов и скандалов в республике ждали после официального старта избирательной кампании, но спокойную гладь политической жизни неожиданно всколыхнула малоизвестная политическая организация под названием «Группа 24».
В социальных сетях буквально одномоментно появились воззвания к митингу: «Таджикистан требует перемен». «Группа 24» обратилась к населению с призывом выйти на улицы сразу после пятничной молитвы в мечетях 10 октября и присоединиться к акции протеста на центральной площади Душанбе. Помимо относительно нейтральных лозунгов, таких, как «За честные выборы!» и «За достойную жизнь!», таинственные организаторы предложили гражданам поддержать требование «Таджикистан без Рахмона!»
Что же за сила замахнулась на президента, занимающего свой пост в течение двадцати лет? Известно о ней совсем немного. Пару лет назад некто Умарали Кувватов заявил о создании оппозиционной организации, нацеленной на «свержение тоталитарного режима» и «проведение демократических реформ». А поскольку костяк организации составили 24 человека — «видные бизнесмены, политики и общественные деятели», решено было так и назвать её: «Группа 24». Впрочем, ни имён, ни тем более должностей и регалий этих личностей никто не знает: единственной публичной фигурой «Группы 24» является сам Кувватов, проживающий, кстати, далеко за пределами Таджикистана — то ли в Объединённых Арабских Эмиратах, то ли в Турции. Источники сообщают, что прежде Кувватов курировал поставку горюче-смазочных материалов американским военным в Афганистане, но затем вступил в конфликт с родственником президента и покинул родные края. С тех пор во Всемирной паутине время от времени появляются обращения опального бизнесмена, в которых он критикует таджикские власти за коррупцию, клановость и барьеры на пути рыночных реформ.
Таинственный характер организации, невидимой, но похваляющейся десятками тысяч сторонников, насторожил власти республики. Генпрокуратура обратилась в Верховный суд с ходатайством объявить «Группу 24» экстремистской организацией, а также, между прочим, сообщила, что Умарали Кувватов уже давно находится в розыске за совершение тяжких преступлений. «Его основная цель — антиконституционным путём захватить государственную власть», — добавили в Генпрокуратуре. Министерство внутренних дел, в свою очередь, заявило, что никаких заявок на проведение митинга 10 октября не поступало. Однако в ведомстве не исключили возможных провокаций и пообещали пресечь любые попытки дестабилизации. «Не получится, не допустим. Наш народ хорошо выучил уроки недавней гражданской междоусобицы», — подчеркнул глава МВД Рамазон Рахимзода.
Несмотря на демонстрируемую твёрдость, руководство Таджикистана явно опасается выхода ситуации из-под контроля. Иначе трудно объяснить следующие поспешные шаги. Во-первых, в республике заблокировали доступ к почти трём сотням интернет-сайтов. Среди них не только социальные сети, содержащие призывы «Группы 24», но и множество других ресурсов, публиковавших информацию об оппозиционной организации. В чёрном списке и десятки сайтов-анонимайзеров, позволяющих обойти блокировку. Во-вторых, на потенциальных протестующих пытается оказать влияние мусульманское духовенство. Совет улемов Таджикистана назвал «великим грехом» агитацию против властей, а также сотрудничество с организациями, партиями и СМИ, «которые ставят целью разрушить единство и спокойствие в таджикском обществе».
Обоснованны ли опасения властей, станет известно после 10 октября. Но уже сейчас очевидно, что предвыборная кампания в стране не будет отличаться ни пресностью, ни спокойствием.
Правила комментирования
comments powered by Disqus