90 секунд
  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru

Восемьсот китайцев, джихад и пустая площадь. Больше в деревне никто не живет... О несостоявшемся митинге в Таджикистане

11.10.2014 13:47

Общество

Восемьсот китайцев, джихад и пустая площадь. Больше в деревне никто не живет... О несостоявшемся митинге в Таджикистане

10 октября в Душанбе должен был состояться митинг протеста, о котором в социальных сетях объявлял лидер оппозиционной «Группы 24» Умарали Кувватов. Предполагалось, что люди выйдут с лозунгами «Таджикистан требует перемен», «Таджикистан без Рахмона», «За честные выборы», «За достойную жизнь».

Официально о митинге нигде объявлено не было, однако власти предприняли беспрецедентные меры безопасности: провели учения по разгону демонстрации в центре Душанбе совместно с военнослужащими российской 201-й дивизии; мобильные операторы отключили смс-сервис; сайты социальных сетей и многих российских СМИ были заблокированы. Накануне Верховный суд принял решение считать «Группу 24» экстремистской, а Генпрокуратура заявила, что с 9 октября членство в «Группе 24» является преступлением, однако «члены экстремистского движения «Группа-24» могут быть амнистированы, в случае если они добровольно покинут ряды этой организации».

Перед митингом

Митинг намечался на 15.00, и мы утром звонили в Душанбе узнать, что за обстановка в городе. Как рассказал журналист Халил Каюмзод, по Душанбе ездят бронированные машины, везде солдаты с автоматами, в масках. «Похоже, никто не собирается выходить на площадь, но власть почему-то в панике».

- Как вам кажется, люди оповещены о митинге?

- Люди, которые до того не читали СМИ, не смотрели телевизор, потому что работают с утра до ночи, - даже они сейчас в курсе, что что-то будет. И то - только потому, что власти в панике.

- Интернет в городе есть?

- Есть. Социальные сети заблокированы, некоторые сайты тоже, но люди все равно заходят через прокси-сервисы. Нельзя отправлять смс, а звонить можно.

- Можно ли говорить о всплеске протестных настроений в Таджикистане? Не сегодня, а вообще?

- Конечно, таджикский народ очень недоволен нашими властями, за двадцать лет несменяемой власти накопилось очень много проблем. Ничего не делается для простого народа. Но пока особых митингов не будет, потому что народ к этому еще не готов.

Никто не пришел

Еще за день до митинга на своей странице в «Фейсбуке» Халил Каюмзод написал: «Хоть из 10 человек граждан Таджикистана 9,5 недовольны нашими властями, и пусть ненавидит меня наша оппозиция, но никакого митинга не будет».

И действительно, на митинг на площадь Дусти никто не вышел. Прямая трансляция, организованная веб-сайтом агентства Азия-Плюс, подтвердила: все было спокойно, площадь пустынна.

Нуриддин Каршибоев, председатель таджикской Национальной Ассоциации независимых средств массовой информации, на вопрос, что происходит в Душанбе, ответил:

- Ничего не происходит. Приняты повышенные меры безопасности в связи с тем, что в социальных сетях были какие-то призывы к несанкционированному митингу. Но никто официально в мэрию города Душанбе не обращался за разрешением на проведение митинга. И митинга никакого нет. Все слухи об этом основаны на том, что на фейсбуке якобы кто-то из деятелей призывал народ к протесту.

- Но из-за этого всем отключили возможность передавать смс, заблокировали интернет.

- Да, это так. Заблокированы не только социальные сети, но и информационные сайты. Однако государственная служба связи отрицает свою причастность к этому делу. Как всегда, служба не причастна, уполномочена проверить, выявить нарушителя… Скорее всего, это было указание со стороны - ограничить связь.

- Общее настроение в городе какое?

- Люди возмущены. Но не видят другого выхода из этой ситуации и вынуждены терпеть это издевательство.

- Насколько оправдан в Таджикистане призыв к протесту и митингу? Может ли он найти отклик?

- Я точно не знаю, но реакция сил безопасности говорит о том, что власть была уверена - эти призывы получат какой-то резонанс. Жизнь тяжелая, особенно в регионах, где начались ограничения подачи электроэнергии. Нет рабочих мест, люди вынуждены уезжать на заработки в другие страны. Я думаю, что лучше бы подумали об этих социальных проблемах, чем ограничивать права на свободу выражения.

- Тогда почему люди сегодня не вышли, как вам кажется?

- Те, которые зовут на митинг, не могут реально оценить ситуацию в Таджикистане. Люди здесь думают о хлебе насущном, а не о каких-то политических протестах. А тот, где сидит где-то на Западе и призывает к протесту, не понимает, что вот если человек здесь выразит свой протест, то он может подвергнуть свою жизнь опасности.

О том, почему все спокойно, говорил и Халил Каюмзод.

- Ничего не было, все спокойно. Это была такая шутка наших зарубежных блогеров. Я читаю «Фейсбук», и никто из тех, кто находится сегодня в Душанбе, не говорит: давайте, ребята, выйдем. Наоборот - пишут: не поддавайтесь на провокации. Хотя силовики в боевом режиме до сих пор стоят на улицах.

Однако то, что причин для недовольства много, никто не отрицает. Еще накануне Халил Каюмзод написал в «Фейсбуке»: «...Буквально пару дней назад вернулся из Пенджикента в Душанбе… Да, китайцы строят там дорогу. Но качество жизни не улучшается, и власть ничего не делает для решения проблем своих граждан. Если все эти проблемы подчеркну, то сам заплачу, а вам будет лень читать до конца. Лишь подчеркну самые заметные: Никто не смотрит наши государственные ТВ, даже новости смотрят по «Евроньюс» и по другим иностранным телеканалам, но в основном смотрят турецкие сериалы, почти на каждом доме установлены параболические антенны. Молодежь на пару месяцев (сезонно) приезжает из миграции, чтобы навестить родных, потом обратно – здравствуй, Россия, матушка родная, а более образованные предпочитают поехать в Европу, поскольку образ таджика превратили в гастарбайтера на Руси.

Люди не могут найти работу у себя в стране, поэтому и не хотят тут оставаться. Школу номер 64 в селе Рукнобод я уже который год вижу не отремонтированной. И сколько еще понадобится ждать, наверное, лишь Аллах знает. Уже начался лимит по электроподаче. И с каждым годом местная райская природа от этого страдает, люди в зимний период собирают дрова… Если так дальше продолжится, то через несколько лет ни нам, гражданам Таджикистана, ни туристам будет не на что смотреть, разве что на дороги, которые строят китайцы. <…> Логично будет предположить, что недовольство народа неизбежно. Не потому, что кто-то кого-то из-за рубежа спонсирует, причина очевидна и проста – люди хотят жить у себя в стране в человеческих условиях современного мира. И то, что вы заблокируете соцсети и сайты и ходите с оружием в руках, это не остановит недовольства народа. Проблемы надо решать, а не избегать».

Умарали Кувватов - о пустоте, китайцах и национальности

Когда стало понятно, что митинг провалился, мы позвонили Умарали Кувватову и спросили: почему ваши сторонники не вышли на площадь? Ответ был неожиданным.

Умарали Кувватов: - В восемь утра мы узнали из серьезных источников в аппарате президента, что из Китая в Таджикистан прилетело 800 человек, их разместили по домам, разбросали по 30-40-50 человек. Они должны были участвовать в последней стадии разгона митинга, когда началась бы паника и неразбериха. Они стали бы стрелять, зачищать площадь. Наши бы военные не стреляли бы. Многие командиры, генералы и полковники, были на нашей стороне. И Рахмонов воспользовался именно этой китайской, третьей силой. Вы же знаете, какие виды у Китая на Таджикистан. Вообще и на Таджикистан, и на Кыргызстан у Китая большие планы…

- Подождите. Вы хотите сказать, что власти Таджикистана специально привезли 800 бойцов из Китая, чтобы они разогнали митинг? Зачем тогда все эти учения с 201-й дивизией?

- Переговоры об участии китайцев шли под большим грифом секретности. Это специальные подразделения, которые могут действовать очень активно, у них дисциплина. Вы знаете, как они разбирались с демонстрантами в Урумчи. МВД и Комитет безопасности Таджикистана не стреляли бы в митингующих, а китайские силы могли бы этим воспользоваться. И это напугало людей.

В данный момент ведутся переговоры многих наших сил, горячие переговоры, как надо действовать, чтобы объединить весь народ. По сути мы знаем, что все население Таджикистана хочет перемен. В Таджикистане - тоталитарный тиранический режим, тут невозможно установить демократические процедуры. Мы сейчас готовимся выводить другие силы, чтобы закрепиться в некоторых других городах…

- Сколько ваших сторонников в Таджикистане? Приблизительно?

- Очень много. 97% людей в Таджикистане хотят изменить режим. Но в сущности, народ напуган. Вы знаете, какие пытки в тюрьмах у нас происходят, сколько людей убито, что посадили Зайда Саидова, закрыли его адвокатов. Тиранический режим жесток, а люди не знают, как из этого выйти.

Мы не имели финансов - оппозиция не обращалась ни к американцам, ни к европейцам, ни к Турции, ни к правительствам других государств. Мы думали, что наших сил хватит. Но есть вопрос ресурсов.

- Я прочла ваше интервью «Русской планете». Почему вы так педалируете национальность Рахмона? Вы не боитесь придавать явно националистический оттенок вашему движению? Вы декларируете Таджикистан для таджиков, почему вы не боитесь, что это отпугнет международных спонсоров?

- Я почему так говорил? Если бы Рахмон, придя к должности президента, открыто бы заявил о своей национальности, проблемы бы не было. Если человек скрывает свою национальность и под этим делом продает земли Таджикистана, то агрессия растет. Как так? Территория Таджикистана три раза продается, и народ Таджикистана об этом не знает.

- Вы думаете, что если бы президентом был таджик, он не продал бы землю Китаю?

- Я думаю, что мы могли бы даже через клановые, родственные отношения спросить: на каком основании ты продаешь эту землю? Во-вторых, мы знаем, что власть Рахмона носит клановый, семейных характер, и вокруг него все генералы - его же национальности. Сейчас многие коренные жители покидают государство. И я вынужден защищать свой народ, так как вижу, что народ пропадает.

* * *

Итак, объявление о митинге, на который в результате никто не пришел, обернулось хорошей пиар-компанией для «Группы 24» и серьезными проблемами для жителей Таджикистана: северянам отрубили интернет, остальным заблокировали информационные сайты и социальные сети, на два дня лишили возможности отправлять смс, напугали так, что лишний раз люди старались детей на улицы не выпускать.

После этой пробной акции многое прояснилось. Власти на самом деле полагают, что в стране возможен серьезный протест, и демонстрируют максимальную готовность жесткого подавления, вплоть до полного отключения интернета. Оппозиционная «Группа 24» решила разыграть действенные, хотя и самые опасные карты: националистическую и религиозную. В нищей стране, где нет работы и справедливости, такие идеи легко находят сторонников.

Следите за нашими новостями на Facebook, Twitter и Telegram

Источник информации: http://www.fergananews.com/articles/8276

11.10.2014 13:47

Общество

Система Orphus

Правила комментирования

comments powered by Disqus
телеграм - подписка black
1344 км

длина таджикско-афганской границы

Какой вакциной от коронавируса Вы предпочли бы привиться?

«

Декабрь 2024

»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31