После кратковременного снижения курс доллара США по отношению к сомони вновь начал стремительно расти. Параллельно с этим медленно, но верно сомони укрепляется в отношении к евро и российскому рублю.
НЕСТАБИЛЬНОСТЬ курса сулит Таджикистану многими рисками, в том числе - скачками цен и ростом инфляции. Экономисты убеждены, что подобная ситуация приведет к тому, что импортируемая продукция будет дорожать в Таджикистане, в тоже время, возможно, что импортируемые продукты российского производства немного подешевеют из-за низкого курса рубля.
Продолжающееся падение курса российского рубля снижает возможности таджикских банков получать кредиты в российских банках. Повышение курса доллара в Таджикистане приводит к резкому возрастанию рисков возврата кредитов в долларах США. Также это определенные риски для заёмщиков. А по данным Нацбанка, кредиты в американской валюте занимают более половины в структуре всего кредитного портфеля по банковской системе страны.
По данным Национального банка Таджикистана, общий объем остатков кредитов в конце августа нынешнего года составил свыше 8,9 млрд. сомони (более $1,8 млрд.). Из общего объёма кредиты в долларах США составляют 5,2 млрд. сомони.
По данным Нацбанка, на период с начала января и по 7 октября 2014 года официальный курс доллара по отношению к сомони повысился на 4,7%, евро – напротив, снизился на 4,3% и российский рубль подешевел на 12,9%.
В 2013 году за тот же период рыночный курс доллара США укрепился по отношению к сомони на 1,4%, евро - на 5,4%, а рубль - на 4,5%.
Напомним, что с начала года Нацбанк проводил валютные интервенции по снижению курса доллара США с апреля по июнь, а последние интервенции были проведены в сентябре на общую сумму в 7 млн. долларов США. Интервенция была проведена в Душанбе и Худжанде.
Судя по данным, приведенным на сайте Национального банка Таджикистана, курс доллара начал снижаться с 30 сентября, потеряв в среднем 5 пунктов. К примеру, 30 сентября средний курс продажи американской валюты по стране уже составлял до 5,15 сомони, уже 2 сентября он был равен 5,10 сомони. Через неделю вновь отмечен рост. По состоянию на 10 октября рыночный курс доллара по отношению к сомони в среднем по республике составил 5,11-5,13 сомони за 1 доллар США.
«Повышение курса доллара к сомони, как правило, сезонное и краткосрочное явление. Преобладающим фактором повышения курса доллара является внешнее воздействие - в данном случае ситуации в России, откуда незначительно снизился поток переводов в Таджикистан. Также отмечалось небольшое снижение наличности на валютном рынке страны», - отметили в НБТ.
Возможные риски
ЭКОНОМИСТ Анвар Камолов провёл свои подсчёты курса сомони, и, по его мнению, в текущем году рыночный курс сомони к доллару США подешевел почти на 8,5%. Официальный курс потерял лишь 4,5%.
«Это значительно меньше, чем в соседних странах, но все же несет высокий риск ускорения инфляции и роста потребительских цен в связи с высокой зависимостью экономики Таджикистана от импорта и денежных переводов из России. Низкие валютные резервы (600 миллионов долларов США, что эквивалентно полуторамесячному объему импорта) сокращают возможности Национального банка для проведения валютных интервенций для поддержания стабильности курса национальной валюты», - говорит он.
По его словам, основной причиной падения сомони безусловно является резкая тенденция удешевления российской валюты по отношению к доллару и евро.
Отметим, рубль «похудел» почти на 20% в текущем году. Основными причинами падения рубля остаются геополитическая ситуация и санкции, наложенные на Россию. Влияние на рубль оказывают геополитика и ограничительные меры на привлечение капитала в отношении ведущих российских банков со стороны США и ЕС. Рост курса доллара поддерживает и дешевеющая нефть.
Очевидно, что международные санкции также обострили глубокие структурные проблемы экономики России в связи с ее сырьевой ориентацией и слабым высокотехнологичным потенциалом экспорта и привели тем самым к крайне высоким темпам оттока капитала из России, оцениваемого уже почти в 100 млрд. долларов США за последнее время.
«Дальнейшее возможное ухудшение ситуации в экономике России несет огромные риски для экономической и социальной стабильности в Таджикистане и требует незамедлительных мер со стороны правительства по созданию резервов и расширению внешнеэкономических связей с другими странами в Азии и Европе для снижения крайне высокой степени зависимости от экономики России», - объясняет экономист.
В результате курсовых колебаний и повышения курса доллара США объем денежных переводов в Таджикистан сократился в долларовом исчислении почти на 10-15%, в основном, за счет обесценивания рубля. Это привело к сокращению предложений иностранной валюты на внутреннем рынке.
Камолов отмечает, что другой причиной обесценивания сомони, возможно, является увеличение разрыва во внешнеторговом балансе, который продолжился в текущем году. Тенденция, кстати, крайне опасная с позиции макроэкономики.
«Так, за последние 8 месяцев текущего года импорт вырос на 19,3%, а экспорт, наоборот, сократился на 14,3% на фоне падения мировых цен и сокращения экспорта алюминия и хлопка. В результате, дефицит торгового баланса достиг почти половины ВВП (45% или 2,4 миллиарда долларов США). Единственным источником финансирования данного дефицита могли быть лишь денежные переводы трудовых мигрантов, которые как раз и сокращаются в связи с обесценением рубля. Инвестиции растут, но пока находятся на низком уровне. Растущий дефицит во внешней торговле является индикатором растущих серьезных рисков в экономике, показателем растущей зависимости от внешних факторов. А сокращение экспорта может свидетельствовать об ухудшении ситуации во внутренней экономике, в частности, например, в связи с ухудшением условий для ведения бизнеса для потенциальных экспортеров местной продукции - промышленных и сельхозпроизводителей», - говорит эксперт.
Экономист, с учетом проведенной интервенции НБТ в объёме 7 млн. долларов США, интересуется, как определяются порог и коридор для валютных интервенций Нацбанком РТ, как Нацбанк анонсирует интервенции и как ресурсы распределяются между банками? Идут ли ресурсы на межбанковскую валютную биржу или распределяются между коммерческими банками?
«В целом, интервенции Нацбанка временно приводят к удорожанию сомони, но ситуация продолжает ухудшаться под давлением внешних факторов. С начала года это уже не первая интервенция Нацбанка, но опять же ресурсы НБТ ограничены. Таджикистан, согласно рекомендациям МВФ, придерживается управляемого плавающего обменного курса, т.е. Нацбанку не рекомендуется расходовать свои ресурсы на поддержание фиксированного курса, только за исключением случаев сильного давления на падение курса. Уровень же валютных резервов страны пока еще низок и не позволяет нам проводить постоянные интервенции на валютном рынке», - поясняет Камолов.
Если же абстрагироваться от текущей ситуации, то в принципе покупательская способность нашей валюты зависит, в первую очередь, от уровня доверия к ней со стороны населения и бизнеса, от состояния национальной экономики, притока поступлений от экспорта, денежных переводов, инвестиционной и бизнес-активности частного сектора, ситуации с ликвидностью в финансовом секторе. Во всех данных направлениях, очевидно, есть проблемы, но это уже тема для отдельного обсуждения.
Учитывая низкие объемы экспорта, обесценивание сомони несет мало пользы стране. Хотя в целом для стран с развитой внутренней экономикой и диверсифицированным экспортом, использующем высокую долю локализации внутреннего производства, это не так уж и плохо.
В данном случае, если падает местная валюта – это означает усиление конкурентоспособности внутренних компаний, так как цена их товаров в реальном выражении будет ниже, чем у конкурентов из других странах. Именно поэтому Китай сознательно удерживает юань от подорожания, несмотря на огромное позитивное сальдо торгового баланса.
Ну, очевидно в условиях нашей слабой экономики таких выгод нам ждать не стоит. Более того, даже те местные производства, в основном, используют импортные товары в качестве поставок материалов и сырья.
Рисков же гораздо больше. Обесценивание сомони означает рост риска невозвратности долларовых кредитов для частного сектора и заемщиков, так как кредиты номинированы в долларах, а заемщики вынуждены будут брать на себя риск курсовой разницы. В условиях крайне высокой доли наличия импортируемых ключевых продуктов питания, основных товаров потребления и лекарств на местном рынке обесценивание сомони означает падение реальной покупательской способности доходов населения, особенно, среди уязвимых групп, а новый толчок к росту инфляции, растущие риски продовольственной безопасности и, соответственно, растущее недовольство.
Правила комментирования
comments powered by Disqus