Такое разъяснение внес депутат Каныбек Осмоналиев сегодня в парламенте при обсуждении поправок в закон «О госязыке».
– Штрафом в размере до 500 расчетных показателей предполагается облагать лишь тех руководителей госструктур, кто не сдаст экзамен по кыргызскому,– уточнил он.
В ходе дискуссии прозвучало и немало критики в отношении законопроекта.
– Я не смогу работать, если делопроизводство полностью переведут на госязык,– отметил член фракции «Ар-Намыс» Дастан Бекешев.– Я сейчас читаю нормативные акты на русском, поскольку есть специальная голосовая программа. Аналогичной кыргызской версии нет.
В свою очередь, представительница «Ата Мекен» Наталья Никитенко назвала само проведение экзамена дискриминационным требованием.
Отечественные аналитики в беседе с «Вести.kg» также подчеркнули, что в данной ситуации необходимо действовать крайне осторожно и взвешенно.
– Я одобряю, что народные избранники положили начало развитию госязыка, но не стали торопиться с внедрением жестких условий для чиновников,– сказал Акылбек Сейитов.– Нельзя сразу приводить общество в шоковое состояние. С одной стороны, человек, выбравший путь на госслужбу, обязан быть готовым выполнять функциональные обязанности в поставленных условиях. Никто не заставляет всех без исключения граждан говорить на одном языке. Однако, руководителям министерств и ведомств следует уметь говорить на государственном и официальном в равной степени, поскольку они принимают у себя и встречаются с представителями разных национальностей. Неприемлемо, чтобы чиновник не понимал и не говорил по-кыргызски. Соответственно, недопустимо, когда «ура-патриоты» из регионов отказываются говорить по-русски, дескать, мы живем в КР. Важно развивать оба языка. Но это не дело одного дня. Нужно разработать множество обучающих пособий, перевести различные иностранные термины, а некоторые понятия оставить в прежнем виде. Зачем искажать смысл общепринятых в мире слов? Грубые и поспешные действия способны только создать напряжение в обществе.
С ним солидарна независимый политолог Аида Алымбаева.
– Представители этнических меньшинств лишены возможности обучиться кыргызскому языку,– заметила она.– Для того, чтобы внедрять жесткие требования, государство обязано сначала предоставить соответствующие условия их реализации. Нужны какие-то стимулы. Кроме того, приходится признать, что высшие эшелоны власти в Кыргызстане моноэтничны, так как примерно на 90 процентов состоят из титульной нации. Остальные практически не имеют доступа к работе на госслужбе. Отсутствие многообразия идей в управлении страной ни к чему хорошему не приводит.
Источник: «Вести.kg»
Правила комментирования
comments powered by Disqus