Американская политика в отношении Казахстана существенно отличается от действий Вашингтона в отношении Таджикистана, Узбекистана и тем более Киргизии. В настоящее время четко просматриваются два фактора, влияющие на восприятие Соединенными Штатами политики официальной Астаны.
С одной стороны, Казахстан является наиболее мощной в экономическом плане страной в ЦАР, активно сотрудничающей с другими мировыми центрами силы, такими, как Россия, Китай, ЕС.
С другой стороны, идет "борьба за будущее" - в Казахстане системно работают американские НПО, образовательные структуры, которые реализуют специализированные программы обучения для молодых казахстанцев в американских вузах, формируя новые сетевые каналы коммуникации для будущей элиты РК. Можно предположить, что именно это направление станет одним из наиболее эффективных каналов усиления американского влияния в Казахстане в ближайшем будущем.
На официальном уровне американские интересы в Казахстане определены в рамках трех основных форматов. Первое – участие Астаны в решении афганской проблемы, второе направление – антитеррористическое сотрудничество, третья ниша – диверсификация поставок казахстанских энергоресурсов, в том числе с точки зрения их транзита на мировые рынки.
Новым направлением американских "предложений" для Казахстана стала стратегия "Великого Шелкового пути", которая, по мнению российского аналитика, Модеста Колерова, является "политическим и военным проектом, направленным против Синьцзян-Уйгурского автономного района Китая с целью его подключения к реализуемому в странах Арабского Востока проекту масштабного социального взрыва, направляемого Соединенными Штатами".
В тоже время, отношения складываются не только по линии крупных геополитических проектов. Как отмечают эксперты, Вашингтон является одним из наиболее крупных иностранных инвесторов Казахстана, прежде всего, в негосударственном секторе, связанном с энергетикой. Учитывая стратегическую важность этих отраслей для Казахстана, можно также сказать, что этот канал влияния в ближайшем будущем может быть использован для усиления американских позиций в стране на перспективу.
Вашингтон активно лоббирует идею ускоренного вхождения Казахстана в ВТО, скрытно внедряя отрицательное отношение к самой идее Евразийской интеграции, хотя на уровне публичных выступлений официальные лица США долгое время стремились избегать открытой полемики по поводу перспектив участия Казахстана в Евразийском экономическом союзе. Впрочем, последнее выступление Хилари Клинтон "расставило точки над i" - интеграционный проект вызывает все больше беспокойства на Западе.
С учетом принятия новой американской стратегии по Азиатско-Тихоокеанскому региону, в ближайшей перспективе на первый план может выйти еще одно обстоятельство, связанное с участием Казахстана в обеспечении энергетической безопасности Китая. Многие эксперты допускают, что создание зон напряженности на территории Казахстана (Солдаты Халифата, точки социальной напряженности на Западе страны) и Туркменистана может быть выгодно именно США, поскольку эти факторы заметно усиливают уязвимость Пекина с точки зрения реализации энергетических интересов.
Активно развивается сотрудничество между странами и в оборонной сфере. Так, на днях делегация министерства обороны Казахстана под руководством заместителя министра обороны РК генерал-майора Талгата Жанжуменова приняла участие в двусторонних консультациях между оборонными ведомствами РК и США, где стороны подписали пятилетний план сотрудничества на 2013-2017 годы.
В целом, многовекторная политика Нурсултана Назарбаева позволяет искуссно лавировать между основными центрами силы. Но есть ощущение, что дальнейшее развитие интеграционного тренда будет неизбежно вызывать все более явное недовольство со стороны США. И выступление госпожи Клинтон может стать только первым шагом в этом направлении.
Автор: Якушева Юлия
Источник: http://www.ia-centr.ru
Фото: munaigaz.kz
Правила комментирования
comments powered by Disqus