Изменит ли ситуацию политика сбережения, и сколько может сэкономить каждый дом?
Нерадивость отечественных энергетиков подтверждается отечественными же учеными. Так, доктор экономических наук, член ОНС по ИПТЭК при Минэнерго КР, профессор КГТУ им.И.Раззакова Валентина Касымова, в своей аналитической публикации в СМИ, отмечает ряд возможностей для энергосектора в вопросах энергосбережения без ущерба для бюджета страны и пользователей.
Ученый опирается на анализ, сделанный Национальным институтом стратегических исследований (НИСИ), где отмечается, что, при росте спроса на 5% в год ежегодный рост энергопотребления прогнозируется в размере порядка 1,5-2 млрд. киловатт-часов, что приведет к дефициту электричества в 6,3 млрд.киловатт-часов уже в 2017 году, и 17,2 млрд. – в 2024.
- Считаю, что при таком прогнозе электропотребления социально-экономическое развитие страны будет энергозатратным. В связи с чем, необходимо пересмотреть темпы роста электропотребления и привести их в соответствие с принципами устойчивого развития, с учетом поставленных задач достижения энергоэффективности страны и регионов согласно Национальной стратегии устойчивого развития КР (НСУР) на 2014-2017 годы, - пишет Валентина Касымова.
Для обеспечения сильных структурных сдвигов в энергопотреблении, по ее мнению, необходимо, проводить жесткую энергосберегающую политику. В целом, эта политика требует разработки долгосрочной стратегии энергосбережения и создания институтов энергоэффективности в рамках правительственной структуры – Государственного агентства по управлению спросом на энергоносители и энергосбережению, соответствующих структур в органах местного самоуправления, общественных фондов или центров по энергосбережению.
- Однозначно и уверенно могу сказать, что к этому вопросу надо подходить ответственно, - отмечает в своем комментарии главный инженер Программы финансирования устойчивой энергии в Кыргызстане Европейского банка реконструкции и развития в КР Ражап Баялиев. – Новый министр энергетики - грамотный, он видит, как и что надо делать, и его стоит поддерживать во всех начинаниях. Он знает, как и где возникают потери – и экономические, и коммерческие.
Эксперт отметил, что в появлении экономических потерь не может быть виновен только один человек, или только коллектив Минэнерго. По его cловам, проектирование энергосистемы Бишкека, и Кыргызстана, в целом, велось с учетом проектирования развития КиргССР, когда вся система хозяйствования была единой. И строительство, и ввод в эксплуатацию конкретных промышленных или гражданских объектов шло и перемежалось друг с другом.
- СССР развалился, и промышленность стала потреблять меньше электроэнергии, - продолжает эксперт. – Поэтому выросли экономические потери. Ведь, если ранее проектировалась подача мощностей в какой-то район, где было больше населения и меньше промышленных объектов, то сейчас все происходит хаотично. В том же поясе новостроек…
В настоящее время, считает Ражап Баялиев, этими вопросами необходимо заниматься пошагово, что в нынешнем составе министерства и происходит.
Эксперт согласился с позицией доктора экономики Валентины Касымовой в той части, где она говорит об экономии и оптимизации расходов электричества, и сокращении всех видов потерь.
- Речь идет не только о хищениях, в частности, в виде коммерческих потерь. Дело в самом процесс оптимизации и распределении электроэнергии среди пользователей. Есть такое направление в энергетике как поведенческое энергосбережение. Это когда с малых лет детям прививается экономия: выходя из комнаты, выключать освещение, не тратить электричество, если в этом нет особой нужды. Такая практика существовала в советское время. Сохранилась она и в Российской Федерации. По оценкам европейских специалистов, эта методика позволяет экономит около 10% электричества. Но прививать ее надо со школьной скамьи, - подчеркнул Ражап Баялиев.
Правила комментирования
comments powered by Disqus