В понедельник, 3 ноября первые заключенные, попавшие под амнистию, вышли на свободу. Среди них были - женщины из колонии в Нуреке, заключенные тюрьмы №10 и осужденные-подростки из детской колонии.
«Никогда не возвращайтесь сюда»
Первыми в понедельник утром распахнула свои двери женская колония, расположенная в Нуреке. В этой колонии различные сроки наказания отбывали 314 женщин. В отношении 287 применена амнистия. На первом этапе колонию покинули 175 из них. В отношении 27 женщин амнистия применена не будет, так как они попадали под амнистию уже дважды.
Сегодня в основном освобождали тех, кто был осужден за кражу и хранение наркотиков.
И хотя ворота открылись в 8 часов, родственники и дети осужденных женщин приехали в Нурек, когда часы пробили семь. К этому же времени подоспели автобусы, на которых осужденные и их родные разъедутся по своим районам.
Поздравить освободившихся и сказать им напутственные слова приехал начальник Главного управления исполнения уголовных наказаний минюста РТ Иззатулло Шарифзода.
Первыми поздравления начальника ГУИУН услышали родные заключенных. Он сообщил собравшимся, что амнистия в честь 20-летия конституции Таджикистана, объявленная президентом страны, является 14-ой по счету за 23 года независимости республики.
По его словам, главная особенность этой амнистии, что будут освобождены те, кому осталось до окончания срока 1,5 года. Это, по его словам, предложение президента.
Обращаясь к заключенным, он пожелал им выйти за двери колонии и никогда больше сюда не возвращаться:
- Мы первой открыли женскую тюрьму, потому что вы матери, вы сестры… Выходите отсюда с хорошим настроем и никогда больше не возвращайтесь. Тюрьма не место для нормального человека, который имеет здравый смысл. Если человек будет трудиться, он всегда найдет свое место. Я желаю, чтобы наши тюрьмы были пустыми, чтобы офицеры тут были одни, - сказал Шарифзода.
Интеграция в общество - самый сложный барьер
Несмотря на первые сладостные минуты свободы и встречи с близкими, самым трудным вопросом уже сегодня будет вопрос интеграции в общество. Это будет долгим и болезненным как для женщин и мужчин, так и для подростков, вышедших на свободу.
Женщины и родственники заключенных были против любой фото и видеосъемки, говорят, потому что боятся, что их узнают, на них будут показывать пальцем. Даже те, кто решился ответить на пару вопросов корреспондентов, попросили не указывать их имена или использовать фото.
Нигора М. отсидела в колонии два года. Она была осуждена по статье 244 (кража) УК РТ, Женщина рассказывает, что пошла на преступление ради детей, которых ей нечем было кормить. Женщина со слезами на глазах вспоминает, что ей пришлось пережить, находясь вдали от своих детей. Но на условия в колонии она не жалуется:
- У нас тут были все условия, все женщины, которые находились в колонии, смогли подружиться. Я сама тут работала шеф-поваром, чтобы не сидеть сложа руки и хоть как-то убить время. Однако, свобода - это другое. Очень хочу быстрее повидать своих малышей, - говорит Нигора.
Она рассчитывает сразу трудоустроиться, но очень переживает, как ее примут в обществе, смогут ли люди забыть про ее судимость.
Другая женщина держала на руках двухмесячного малыша, которого родила в колонии, точнее в местном нурекском роддоме.
- Меня отвезли рожать в обычный местный роддом. Спасибо и нашим офицерам и акушерам в роддоме, которые относились ко мне и моему ребенку с теплотой.
До суда женщина работала парикмахером. В колонии научилась шить, вышивать, белить. Если у женщины не получится устроиться на работу по специальности, она рассчитывает воспользоваться теми навыками, которые приобрела в заключении.
Количество мигрантов увеличится?
Стены колонии №10 сегодня покинули первые 450 мужчин, осужденных по ст. 244 (кража) и 248 (грабеж). Мужчины оказались более разговорчивыми, хотя как выяснилось, планы почти у каждого опрошенного были одинаковы.
Эрадж Саидахмад отсидел в колонии №10, известной больше как «Кирпичный», семь месяцев за грабеж. Подробности своего дела мужчина рассказывать не стал, зато охотно поделился своими планами на будущее:
- Я сделаю все, чтобы больше не попадать в такие ужасные места. Я буду стараться, найду работу. Если меня не возьмут здесь на работу, и если общество меня не примет и не простит мне мою ошибку, то я поеду в Москву на заработки, у меня есть опыт строителя. Думаю, что там уж точно меня не будут презирать, - говорит Саидахмад.
Истории аналогичные, и спасение для себя многие видят в трудовой миграции. Освободившиеся уверены, что Россия спасет их от клейма и трудоустроит.
Из пяти опрошенных только один Султонмурод Мирзоев сказал, что останется здесь и у него уже есть работа:
- Родственники уже «забронировали» несколько домов для ремонта, чтобы он не сидел здесь без дела, - говорит Султонмурод.
Все впереди!
Детскую колонию у республиканского ГАИ сегодня покинули почти все ее обитатели – из 61 одного подростка в колонии остались только трое, осужденные за особо тяжкие преступления.
Родители в слезах окружили детскую колонию с самого утра, все они надеются, что черная полоса в их жизни закончится, их сыновья станут для них опорой в старости.
Мужчина из Шахринава, который не хотел представиться, говорит, что сделает все, чтобы его сын смог закончить учебу и поступил на военную кафедру.
- Мой сын всегда об этом мечтал, но его подставили. Его друзья попросили его подержать сумку, а там оказались краденные ими мобильные телефоны и деньги. А вся вина пала на моего сына, - говорит мужчина.
Несовершеннолетние также надеются на светлое будущее. Амруллох Азимов, ученик 11 класса, украл телефон на территории Профсоюзов в Душанбе. За кражу ему дали пять лет, два года из которых он отсидел.
- Я хочу учиться, хочу закончить школу и поступить в ВУЗ. Я хочу реализовать мечты своих родителей. И мне без разницы, что обо мне думают другие. Главное, чтобы мои родители были довольны мною, - говорит Амруллох.
Амнистия для всех?
Одной из особенностей нынешней амнистии – она не коснется тех, кто под нее попадал уже дважды.
В целом из мест лишения свободы на свободу выйдут 3,5 тыс. осужденных. Амнистия также будет применена в отношении 4,5 тыс. людей, которые связаны с местами лишения свободы (колонии-поселения и т.д.), а в отношении 2 тыс. заключенных сроки отбывания их наказаний будут сокращены.
Также выйдут на свободу все 340 иностранцев, которые отбывают наказания в таджикских тюрьмах. Это 155 граждан Афганистана, 80 - Узбекистана, 39 - России, 31 - Киргизии, а также граждане Нигерии, Турции, Ирака, Ирана и др. Также на свободу выйдут 63 человека, которые уклонились от службы в армии или незаконно прервали службу. На свободу выйдут 112 осужденных, страдающих туберкулезом, онкологическими заболеваниями, ишемической болезнью сердца.
В целом Закон будет применен в отношении десяти тысяч подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осуждённых. По данным ГУИУН, в настоящее время в таджикских тюрьмах отбывают наказание около 13 тыс. заключенных.
Правила комментирования
comments powered by Disqus