В октябре семье трудового мигранта, арендующей квартиру в Ташкенте, пришлось выложить 50 долларов, чтобы откупиться от поездки на хлопок.
В октябре о своих доходах и расходах с редакцией Uznews.net поделилась семья К., в которой глава семьи Анвар — на заработках в России, его супруга Мухлиса с двумя детьми — живет в съемной квартире в Ташкенте.
Анвар и Мухлиса – не коренные ташкентцы. Несколько лет назад они вместе с двумя детьми переехали в столицу из родного Карши (административный центр Кашкадарьинской области — одного из самых отсталых регионов Узбекистана).
Из витаминных подуктов в холодильнике Мухлисы К. подаренный арбуз и помидоры. Фото: Uznews.net
В первый год Анвар, строитель («может работать каменщиком, газо-электросварщиком, немного понимает в малярке», - говорит о нем Мухлиса) работал на строительстве частных домов в Ташкенте.
Мухлиса, как и ее муж, не имеет столичной прописки, устроиться на работу не смогла, да и маленького ребенка не с кем было оставить. Приходилось рассчитывать только на заработок Анвара.
В Ташкенте оказалось немногим лучше, чем в Карши
Платили Анвару, по каршинским меркам, неплохо, но на жизнь в Ташкенте было недостаточно. Прожив меньше года в Ташкенте, Анвар уехал на заработки в Новосибирск.
К этому времени семья К. нашла квартиру на массиве ТТЗ и договорилась с хозяйкой о временной регистрации для Мухлисы и детей. ТТЗ (Ташкентский тракторный завод) — окраинный массив, где жилье сдается недорого, поэтому там живет большинство приезжих из других регионов страны.
Решив вопрос с временной регистрацией, Мухлиса, медсестра по образованию, нашла работу санитаркой (уборщицей) в государственной поликлинике в этом же районе, детей тоже устроила: старшего — в школу, младшего — в детский сад.
Зарплата у Мухлисы – едва больше пятидесяти долларов США (здесь и далее переводим сумы в доллары по курсу «черного рынка» - Ред.). В октябре, к примеру, ей заплатили 167,3 тыс. сумов.
Анвар присылает жене 500-700 долларов США в месяц, но на жизнь она может потратить не больше 400 долларов. Остальное семья откладывает. На что – они сами еще не решили. Так, на всякий случай.
Квартплата – львиная доля ежемесячных расходов
Дороже всего Мухлисе обходится жилье — 150 долларов в месяц арендной платы за двухкомнатную квартиру, плюс коммунальные услуги. В октябре на оплату квартирных расходов ушло 184 доллара (46% от общего объема расходов), в пересчете по курсу «черного рынка».
На еду в октябре было потрачено почти вдвое меньше, чем на квартплату — 94 доллара (23% расходов).
40 долларов (10%) пришлось оставить на вещевых рынках — купили младшему сыну куртку и осенние туфли.
«Одежду выбираем на самых дешевых базарах — «Бек барака» или на «Урикзоре». Старшему почти ничего не покупаем — ему отец привозит из России сам или передает со знакомыми, так получается дешевле и качество вещей выше», - рассказывает Мухлиса.
Все остальные расходы семьи – намного меньше. 25 тысяч сумов в месяц (около восьми долларов) Мухлиса ежемесячно платит за детсад; на предметы гигиены в октябре ушло десять долларов (2%); на проезд в городском транспорте — 7 долларов (2%).
«Родственников в Ташкенте у нас нет, в гости ездить не к кому. Моя работа, школа, детсад, продуктовый базар — все рядом с домом. Ездим, в основном, на вещевые базары и погулять с детьми в центре иногда», - говорит Мухлиса.
Хозяйственные товары и оплата сотовой связи (городского телефона у них нет) обошлись в октябре в десять долларов (по пять долларов или по 1% соответственно).
Сложный выбор: мясо или витамины?
Несмотря на скромный бюджет, Мухлиса старается, чтобы в рационе семьи было больше мяса, удается это, правда, за счет экономии на овощах и фруктах.
В октябре семья Мухлисы К. купила четыре килограмма мяса, это обошлось ей в 29 долларов (35% расходов на продукты).
«На базаре есть «мясо» намного дешевле, но там одни кости. Лучше я заплачу дороже, но куплю действительно мясо», - говорит Мухлиса.
Дети, особенно младший сын, едят много молочного, в октябре семья купила 15 литров молока, что обошлось ей в 12 долларов (15%).
На овощи семья израсходовала 9 долларов (11% продуктовых затрат), столько же ушло на яйца; на растительное масло — семь долларов (9%).
Печенье и сахар вырвали по пять долларов (6% расходов на продукты); фрукты и сладкие напитки для детей — по 3 доллара (4%).
Хлопковая кампания ударила по карману
Серьезную брешь в семейном бюджете в октябре пробили «хлопковые поборы» — Мухлисе пришлось заплатить 150 тысяч сумов (почти 50 долларов), чтобы откупиться от командировки на сбор хлопка.
Мухлиса К. говорит, что не представляет, что бы они делали, если бы муж не поехал зарабатывать в Новосибирск. В родном Карши работы много, но платят так, что дешевле сидеть дома. В столице лучше, но не намного.
«Жить тяжело, и нет надежды, что будет лучше. Специально отдали старшего сына в русский класс, чтобы ему легче было, когда вырастет, уехать в Россию и там остаться», - говорит она.
Правила комментирования
comments powered by Disqus