Радикализация ислама в центрально-азиатском пространстве на данный момент более чем актуальная проблема для правительств государств региона. Быстрое развитие Исламского государства Ирака и Леванта с трансформацией в Исламское государство (ИГ) показало мировой общественности, что террористическая организация расширила зону своих интересов с региональной направленности (Ближний Восток) до международных масштабов. Ухудшает общую картину и то, что в рядах боевиков воюют выходцы из постсоветского пространства, в частности, России и государств Центральной Азии. Этот факт лишний раз подтверждает угрозу радикализации ислама в большей части постсоветского пространства, тем более, что внутри региона ЦА хорошо развита сеть дестабилизирующих НКО, что осложняет работу компетентных органов.
Проблематика радикализации ислама была поднята на заседании Совета обороны Кыргызской Республики, которое было посвящено концепции государственной политики в религиозной сфере на 2014-2020 гг. В заседании принимал участие Президент страны А. Атамбаев, который обозначил необходимость принятия жестких мер по пресечению и предупреждению возникающих угроз в связи с радикализацией ислама. По мнению главы государства, при выявлении признаков нарушения законодательства КР, правительство и компетентные органы, в сложившейся ситуации, вправе принимать жесткие и оперативные меры, поскольку руководство Кыргызстана несет ответственность за безопасность своих граждан.
«… Последние события на Ближнем Востоке, создание так называемого Исламского государства, действия экстремистов, несовместимые с элементарными нормами человечности, заставляет еще раз пересмотреть наши подходы, требуют кардинального пересмотра принципов и методов государственно-конфессионального взаимодействия» - заявил в ходе заседания кыргызский лидер, поднимая важность продуктивного диалога правительства с религиозными структурами. Президент также обратил внимание на очевидные расхождения радикального ислама с традиционным, кыргызским, так как исламистские рекрутеры, ко всему прочему, призывают отказаться от празднования таких устоявшихся и родных для общественности праздников как Новый Год, День Независимости, День Победы. Подобные требования радикалов не «вяжутся» с характеристикой Кыргызстана как светского государства, которое, к слову, впервые полноценно раскрыто в обсуждавшейся концепции.
Однако, не только Кыргызстан обращает внимание на возникающую угрозу. Комитет по делам религий Республики Узбекистан также выражает опасения касательно возможности проникновения боевиков ИГ на территорию центрально-азиатского государства. В статье «Остерегайтесь смуты», опубликованной на сайте комитета, говориться о методах агитационной работы радикалистов. В частности, как говорится в статье, используются понятия «хиджрат» и «джихат» в направленно экстремистской интерпретации. Транслируются агитационные листовки на языках пушту и дари, как в печатных вариантах, так и через сеть интернет. Вероятно, это является одной из причин закрытости информационного пространства Узбекистана.
Примечательно, что узбекская сторона, наряду с очевидной угрозой для представителей других религиозных верований, отмечает также опасность для самих мусульман: «…Сегодня террористы совершают братоубийственные акты на территории мусульманских стран, где первыми жертвами являются сами же мусульмане». Авторы статьи к тому же подчеркивают опасность наличия в рядах ИГ людей из постсоветского пространства: «…Сегодня в составе этих террористических групп пребывают боевики из более чем 80 стран мира, в частности, и из центрально-азиатских республик. А ведь ни кто не является гарантом того, что завтра они не станут зачинщиками новых дестабилизируемых факторов».
Представляется, что возникающие угрозы не можно, а нужно решать коллективными усилиями. В этой связи, угроза радикализации ислама в центрально-азиатском регионе может послужить дополнительным стимулом, например, для того же Узбекистана активизировать работу по сотрудничеству с Организацией договора о коллективной безопасности (ОДКБ), вплоть до возвращения центрально-азиатского государства в ряды постоянных членов объединения. Проводимые ОДКБ учения показывают готовность межгосударственной организации противостоять угрозам, исходящим с многострадального Ближнего Востока. Учитывая снижение потенциала Запада в антитеррористической работе, евразийское объединение, отличающееся своей независимостью, способно осуществлять качественную работу по устранению и предупреждению террористической угрозы. Не малый вклад в решение поставленных вопросов может внести и Шанхайская организация сотрудничества, тем более учитывая то, что руководители ШОС уже демонстрировали заинтересованность в обеспечении стабильности центрально-азиатского региона.
По вопросам рекламы обращаться в редакцию stanradar@mail.ru
Угроза ИГ – это стимул для коллективной работы в Центральной Азии
Новые досье:
-
Жапаров
Акылбек Усенбекович60 лет
-
Сатпаев
Досым Асылбекович50 лет
$334,4 млн
потратит Узбекистан на разработку новых газовых месторождений в 2013-2014 гг
Правила комментирования
comments powered by Disqus