Верховный муфтий Кыргызстана, глава Духовного управления мусульман (ДУМК) Рахматулла ажы Эгембердиев вратце рассказал StanRadar о нынешней религиозной ситуации в Кыргызстане.
- Изменилось ли количество прихожан за последние несколько лет?
Трудно назвать точную цифру, но заметно увеличение. Показателем этого является нехватка мест в мечетях. На последних праздничных намазах молились больше 100 000 человек.
На сегодняшний день в Бишкеке 48 мечетей, в 2009 их было 45. Всего по республике – 2128 мечетей в 2009 году было на 155 зданий меньше. Из них около 600-700 построены спонсорами, еще 900 - методом ашара [коллективные пожертвования – уточнить значение]. В 2015 году закончится строительство одной из крупнейших мечетей, которая сможет принять около 15 тысяч прихожан.
- За счет людей какого возраста увеличивается количество прихожан?
Основной прирост идет среди молодежи. Это связано с трудовой миграцией. Молодой человек на чужбине чувствует себя одиноко. Приют и покой он находит в мечетях. Так наши молодые люди уезжают на заработки атеистами, а возвращаются верующими.
- В соседнем Казахстане количество мечетей превысило количество школ. Возможно ли такое у нас?
Это некорректное сравнение. У школы свои требования, у мечети свои. Например, если я не ошибаюсь, по стандарту Министерства образования на 1 школьника нужна обязательная площадь в 7 квадратных метров. У мечети таких требований нет.
У нас есть специальная процедура лицензирования, которую мечети проходят каждый год. Нужно получить разрешение на прием верующих от четырех инстанций: Госархитектуры, Санэпиднадзора, Пожарной службы и Госкомиссии по делам религии.
Далеко не все мечети соответствуют всем требованиям безопасности. В 2009 году, например, из 1973 мечетей лицензирование прошли 1555. В прошлом году получили официальное разрешение 1980 мечетей.
- Какую подготовку проходят священнослужители?
Мы их обучаем. Сейчас работают шесть мусульманских институтов, около 45 медресе, один Исламский университет и при Министерстве Образования существует три факультета теологии, которые тоже готовят специалистов. Кроме религиозных предметов будущие богословы изучают историю Кыргызстана, географию, кыргызкий, английский и арабский языки, философию, информатику.
В университете есть предмет – история мировых религий, преподаватели рассказывают о христианстве, буддизме, иудаизме. Этот предмет есть во всех теологических институтах. Очень важно рассказать о пророках других религий потому, что ислам – это продолжение этих пророков. Потому что хотим мы или не хотим, когда мы учим историю ислама, мы затрагиваем историю других религий.
При приеме в учебное заведение будущий богослов сначала проходит собеседование, после окончания учебы сдает экзамен и проходит аттестацию. Ежегодно около 500 человек получают диплом. Это, конечно, переизбыток. Мы не может обеспечить всех работой.
- Какая официальная зарплата у священнослужителей?
Мы не платим зарплату, мы называем это посильной помощью. Сложно обеспечивать всех богословов поэтому, многие работают параллельно на нескольких работах. Районые имамы и казы получают три тысячи сомов (62$ - прим. StanRadar). Областные казы – пять тысяч сомов. В селах молодых богословов трудно удерживать – на одну помощь не прокормишься, а другой работы нет. Поэтому, они идут в города. Вместо них работают те, кто не имеет специального образования.
- Но ведь неграмотный богослов – это потенциальная опасность для прихожан...
Да, к нам поступали жалобы, что в некоторых местах работали богословы, которые проповедовали радикальные течения. В ДУМК есть специальный отдел, который работает с имамами, его сотрудники проверяют поступившую информацию. Чаще всего эти сведения поступают от прихожан и сотрудников милиции.
Наши сотрудники ищут в проповедях и молитвах черты, которые говорят о том, что богослов придерживается нетрадиционного ислама. Может быть, это происходит из-за недостаточного уровня образования. Но специально так богословы не делают.
Сначала мы ему объясняем, что он не прав, если он продолжает свою деятельность – мы снимаем его с должности. При мне уже было пять или шесть человек из Бишкека, которых пришлось уволить. После увольнения начинается работа правоохранительных органов.
Я не отрицаю того, что кто-то заинтересован в том, чтобы богословов официального ислама перетянуть на свою сторону. Такое происходит - им могут предлагать деньги или что-то другое.
- Почему растет количество радикально настроенной молодежи?
Уровень образования, не только светского, но и религиозного – падает. Количество необразованных молодых людей увеличивается. И есть организации, которые этим пользуются. Вера населения в государство, в то, что эта система может защитить – постепенно умирает. У людей остается последняя ставка – на веру.
У молодых людей есть определенные потребности и радикальные течения обещают им дать то, что они хотят. Может быть им предлагают деньги, а может и угрожают – есть ведь разные способы вербовки. После этого назад хода нет.
В этой борьбе одни мы бессильны. Нужно распространять религиозные знания, знакомить людей с новыми запрещенными религиозными течениями. Параллельно с этим нужно рассказывать и о традиционном исламе.
Интервью: Камилла Алиева
Правила комментирования
comments powered by Disqus