Депутаты обсуждают стандарты религиозного образования как в духовных, так и в светских учреждениях.
Но чему удивляются депутаты? Независимый Кыргызстан, ограничившись формулировками типа "Кыргызстан является светским государством", "в республике гарантируется соблюдение свободы вероисповедания", практически самоустранился от выстраивания взаимоотношений с религиозными организациями. В 1991 году при разработке базового Закона "О свободе вероисповедания" образовательная деятельность религиозных организаций как-то выпала из поля зрения законотворцев. В 1996 году было инициировано временное положение о религиозном образовании. С тех пор все конфессии республики действуют по собственному разумению. Дело дошло до того, что многие религиозные образовательные организации работают без лицензии МОиН, имея только разрешение духовных управлений. Оканчивая такие учреждения, дети не получают аттестат государственного образца, а значит, не могут продолжить свое образование или найти квалифицированную работу.
Председатель комитета по образованию, науке, культуре и спорту Жогорку Кенеша Каныбек Осмоналиев уже который год пытается установить стандарты религиозного образования. Первую такую попытку он сделал еще в начале 2009 года, когда возглавлял Государственное агентство по делам религий (ныне переименованное в Госкомиссию).
"Государство должно заняться разработкой новой законодательной базы, не ущемляя чувства верующих, но и не забывая о том, что именно в раннем возрасте происходит формирование мировоззрения человека. Убежден, что в общеобразовательной школе необходимо ввести предмет "Мировые религии". Это поможет перехватить инициативу у представителей различных религиозных конфессий. Естественно, такой предмет не должен иметь ничего общего с богословием. То есть речь будет идти о ценностях всех религий, и учитель ни в коем случае не должен вести речь о преимуществах той или иной системы мировоззрения", - уверен Осмоналиев.
О стандартах религиозного образования в духовных учреждениях пусть спорят представители духовенства (они, кстати, уже начали это делать). Меня же волнуют учреждения светские.
В школьные годы мы однажды заполняли анкету, где был вопрос: "Есть ли среди ваших родственников верующие?". Мы все дружно ответили "нет". Естественно, нас - детей перестройки - никто за наличие верующей родни не наказал бы. И все же признаваться, что у тебя есть бабушка, которая ходит в церковь, или дедушка, который говорит "Ля илляха иль Аллах сказал и можешь кушать (спать, гулять, учить уроки", было не принято.
А вот мой ребенок, отвечая на вопрос из учебника по родиноведению за 4-й класс "Представители каких религий есть в твоей семье?", категорически отказался написать, что его папа - атеист. Видимо, посчитал, что это сведения, порочащие его.
А еще раньше, изучая пантеон древнегреческих богов, сын спросил меня: "А Зевс еще жив?". "Это же Бог", - ответила я. "Знаю, но он жив?" - настаивал ребенок. "Это плод человеческой фантазии", - ответила я. "Христос и Аллах - тоже выдумка?" - потрясенно уточнил любознательный мальчик.
Я не смогла ответить на этот вопрос, потому что считаю, что у каждого человека должна быть своя дорога к Богу (или от него). И однозначным "да" или "нет" я бы взяла на себя ответственность за такой выбор. Поэтому осторожно заметила, что любой Бог жив до тех пор, пока существует хотя бы один человек, который верит в него. "Как Дед Мороз", - понял мой ребенок.
Рассказываю это потому, что убеждена: религиозное образование в любом, тем более многоконфессиональном обществе - вопрос весьма неоднозначный. С одной стороны, международный опыт доказывает, что в школе должен изучаться предмет "Мировая культура" (он объединит наконец "ненужные" музыку и рисование), в рамках которого дети познакомятся с основами важнейших мировых религий.
С другой - существует опасность, что под воздействием учителя будет отдано предпочтение одной из религий, а то и вовсе опошлена эта идея. Опасения имеют основания. Дело в том, что в уже упомянутом учебнике родиноведения есть раздел "Мировые религии". Там вполне доступным языком рассказывается о религии вообще и о трех основных верованиях в частности. Так вот, об Иисусе Христе сказано, что он был распят, ученики сняли его с креста, а когда пришли через три дня, то увидели, что Христа нет. "Тогда они поняли, что он улетел, и начали ему молиться". Прямо Карлсон какой-то. Пришлось объяснять ребенку, что Христу поклоняются вовсе не за то, что он умел летать.
Кроме того, убеждена, что воспитание терпимости и уважительного отношения к чужому мировоззрению - задача любого образовательного учреждения, и она не должна быть связана с религиозным воспитанием.
Автор: Наталья Тимирбаева
Источник: "Вечерний Бишкек"
Правила комментирования
comments powered by Disqus