Введенные против РФ экономические санкции и падение цен на нефть не только поставили российскую экономику на грань рецессии, ударив по кошелькам простых граждан, но и отразились на ближайших партнерах Кремля — прежде всего странах постсоветского пространства. И это проявилось не только в сокращении товарооборота и оскудении финансовых потоков, под ударом оказались в том числе и самые социально незащищенные и низкооплачиваемые «винтики» экономики РФ. Речь идет о трудовых мигрантах из республик Средней Азии – Киргизии, Узбекистана и Таджикистана, уже в полной мере ощутивших на себе последствия конфронтации Москвы с Западом.
Денежные переводы трудовых мигрантов в Среднюю Азию из России составляют львиную долю ВВП стран региона. В Киргизии это около трети внутреннего валового продукта, в Узбекистане — четверть, в Таджикистане заработанные гастарбайтерами в России деньги составляют почти половину ВВП республики. Уже весной этого года стало понятно, что украинский кризис и последовавшие за ним санкции существенно сократили объем перечисляемых мигрантами средств. Так, таджикские граждане отправили домой в первом квартале 2014 года 648 миллионов долларов, что на 5,3 процента меньше чем за аналогичный период прошлого года (683,1 миллиона долларов). В свою очередь узбекские гастарбайтеры перечислили 924 миллиона долларов, что почти на 30 процентов меньше прошлогоднего показателя (1,35 миллиарда).
По итогам второго квартала ситуация вроде бы выровнялась (общий объем средств, перечисленных физическими лицами в страны СНГ составил 5,07 миллиарда долларов, в 2013 году — 5,03 миллиарда), однако в дальнейшем сумма переводов продолжила падать. Так, в августе в страны СНГ было перечислено на 130 миллионов долларов меньше, чем в прошлом году (2,042 миллиарда против 2,171), хотя рубль тогда еще чувствовал себя более или менее сносно. Вместе с тем объем одного перевода в страны СНГ по итогам первого полугодия снизился с 458 до 422 долларов и, судя по ситуации на валютном рынке, к концу года эта цифра будет намного ниже. Дело в том, что трудовые мигранты получают в России свои зарплаты в рублях, потом покупают на них доллары (все меньше и меньше), при помощи которых в Узбекистане производят расчеты в сфере торговли, а также импортно-экспортные сделки.
Ослабление рубля не только привело к уменьшению заработков мигрантов и отразилось на уменьшении притока валюты в среднеазиатские республики, поставляющие в Россию дешевую рабочую силу. Это сказалось и на удешевлении местных валют. Например, в Узбекистане курс доллара установлен Центробанком республики на уровне 2396 сумов (в начале года 2202 сума), хотя на черном рынке американская валюта уже вовсю торгуется по 3300 сумов. Вместе с тем курс рубля за последние 11 месяцев снизился с 67 до 50 сумов.
В Таджикистане местная валюта — сомони — с начала года подешевела по отношению к доллару на пять процентов (до 5,19 сомони за доллар), но укрепилась по отношению к рублю, который обесценивается еще быстрее. В Киргизии, где стоимость доллара на 1 января составляла 49,1 сома, сегодня официальный курс американской валюты составляет 57,6 сомов. Таким образом за десять с половиной месяцев сом подешевел почти на 15 процентов.
Происходящее в России, в том числе снижение ее экспортного потенциала, отражается и на других макроэкономических показателях стран среднеазиатского региона. В Таджикистане, уровень инфляции с января по октябрь составил 5,7 процента, тогда как по итогам прошлого года этот показатель был на два процента ниже. По подсчетам Всемирного банка, рост ВВП республики по итогам 2014 года замедлится до 6,5 процента по сравнению с 7,4 процента в 2013 году. Вместе с тем ранее в Душанбе рассчитывали по итогам года добиться показателя роста в 7,6 процента.
В Киргизии инфляция по итогам 2014 года ожидается на уровне 10,6 процента. Хотя в прошлом году в Бишкеке прогнозировали, что она не превысит 8 процентов. При этом рост ВВП к концу года, согласно скорректированным данным, планируется уже в 4,5, а не 6,9 процента как раньше. В Узбекистане ситуация лучше, но и там, как отмечают специалисты Азиатского банка развития, власти не добьются роста ВВП по итогам года на уровне 8 процентов, как было последние 10 лет. Реальный рост, считают эксперты, составит 7,6 процента против 8,1, запланированных в Ташкенте. А уровень инфляции может составить 11 процентов против 7-8 ранее намеченных.
По прогнозам Международного валютного фонда, из-за «негативных вторичных эффектов из России и ослабленного внутреннего спроса» азиатским республикам бывшего СССР, в частности, Киргизии и Таджикистану, которые «больше всех остальных стран СНГ зависят от нестабильности экономики РФ» следует ожидать замедления экономики в ближайшие пять лет. «Дальнейшее углубление геополитических разногласий между Россией и Украиной может иметь значительное влияние на экономику Кавказа и Центральной Азии — как в краткосрочной, так и в среднесрочной перспективе», - говорится в докладе фонда.
Однако дело не только в росте цен и замедлении производства. С наибольшими трудностями среднеазиатские республики столкнутся в том случае, если Россия окончательно завязнет в своих экономических неурядицах, и миллионы гастарбайтеров — строителей, дворников и продавцов — окажутся без работы. Вернувшись на родину, они станут потенциальным катализатором социального напряжения. Ведь имя им легион.
По данным ФМС России, сейчас в стране находится 11 миллионов иностранных граждан, причем только за десять месяцев этого года им было выдано более миллиона разрешений на работу. Точных цифр по количеству, например, граждан Узбекистана, трудящихся в России, никто не озвучивает — СМИ приходится оперировать официальными данными аж за 2012 год, согласно которым в РФ трудилось 2,3 миллиона узбеков, 1,1 миллиона таджиков и 540 тысяч киргизов. На самом же деле эти цифры, учитывая и количество нелегалов, количество которых сама ФМС оценивает в 3,7 миллиона человек, можно смело увеличить вдвое.
Сейчас количество мигрантов еще больше увеличилось за счет приезжих из Украины, которым работодатели отдают предпочтение перед узбеками и таджиками, поскольку гости с Незалежной лучше владеют русским языком и имеют более высокую квалификацию. Как утверждает «Радио Азаттык», многие приезжие из Средней Азии жалуются, что в Центральном федеральном округе в силу сложившихся обстоятельств им практически прекратили выдавать разрешения на работу.
Если допустить массовое возвращение мигрантов на родину (хотя часть оставшихся без работы, скорее всего, предпочтет задержаться в России, и, скорее всего, некоторые попадут в криминальные хроники), то понятно, что трудоустроить и прокормить всех репатриантов власти среднеазиатских республик в условиях острого дефицита рабочих мест не смогут. Если присовокупить к этому потерю тех сумм, которые вносят гастарбайтеры в местные бюджеты, Таджикистану, Узбекистану и Киргизии не избежать потрясений, подобных киргизским революциям 2005 и 2010 годов.
Правила комментирования
comments powered by Disqus