Более 93% территории Кыргызстана заняты горными хребтами Тянь-Шаня и Памира–Алая, которые покрыты массивами естественных пастбищ, общая площадь которых составляет 9 миллионов 147 тысяч га. Они занимают более 85% от всей площади сельскохозяйственных угодий. На этих пастбищах растет более 3,5 тысяч видов растений, из них более 300 являются лекарственными. Все это могло бы быть источником дешевого корма для скота и основным ресурсом для развития животноводства.
Однако после развала СССР пастбищами никто не занимался вплоть до 2009 года. Этого времени вполне хватило, чтобы запустить ситуацию. По данным профессора-эколога Эмиля Шукурова, из всех экосистем наиболее масштабное разрушение произошло именно с пастбищными экосистемами. Это означает, что на подавляющей части страны экосистемы разрушены настолько, что не только не в состоянии формировать благоприятную среду обитания, но и сами становятся очагами нестабильности. С каждого квадратного километра разрушенных пастбищ каждый год размывается или уходит с пылью, поднимаемой ветрами, как минимум несколько тонн почвы. А чтобы нарастить один сантиметр почвы в горных условиях, требуется не меньше тысячи лет.
Более того, пыль, поднимаемая с поверхности разрушенных пастбищ, оседает на ледниках и снежниках, провоцируя их таяние. Все это приводит к ежегодным многомиллионным ущербам, которые списываются на так называемые «стихийные бедствия», в то время как они во многом – следствие хищнической эксплуатации пастбищ. Полное игнорирование правил выпаса, когда грубо нарушаются как сроки выпаса, так и допустимое количество скота, приводит, в конечном счете, к потере самой возможности получения необходимой и полноценной животноводческой продукции.
Отметим, что последнее время депутаты парламента вместо того, чтобы заняться восстановлением пастбищ, идут дальше на пути разрушения и предлагают узаконить выпас скота в заповедниках. По мнению Шукурова, данная инициатива только усугубит состояние пастбищ: «Во-первых, площади пастбищ внутри заповедников настолько незначительны, что ничего не решат. Во-вторых, именно в заповедниках пока сохранились травяные полноценные экосистемы, с помощью которых есть надежда восстановить хотя бы часть пастбищ. И если они будут уничтожены, то это будет преступлением не только перед природой, но и перед всем народом Кыргызстана».
Пастбища Кыргызстана. Схема.
Конференция по спасению пастбищ
Для сохранения пастбищ в 2009 году в Кыргызстане был принят Закон «О пастбищах». В те годы озвучивалась инициатива забрать пастбища в частные руки, но в законе прописали, что пастбища остаются госсобственностью, что позволяет всем скотоводам пользоваться ими на равных условиях.
Однако даже это не помогло уберечь пастбища. Причем сейчас проблема - не в нехватке пастбищных земель, а в их неправильном использовании. Об этом говорили эксперты на Практической конференции, созванной по инициативе Департамента пастбищ Министерства сельского хозяйства и мелиорации Кыргызстана при поддержке проекта ЕС «Управление лесами и биоразнообразием, включая мониторинг окружающей среды». Трехдневная конференция, которая проходила с 17 по 19 ноября, была призвана объединить усилия политиков и практиков изТаджикистана и Кыргызстана и международных экспертов для продвижения реформ в данной области.
В настоящее время в самом плохом состоянии находятся близлежащие к населённым пунктам пастбища – они полностью вытоптаны, потому что скот пасут сегодня исключительно вокруг сел. Большие территории дальних пастбищ заброшены, заросли вредными травами. Причем во времена СССР на дальние пастбища были проложены дороги, либо скот туда специально вывозили, там были пробурены скважины с водой, а в случаях чрезвычайных ситуаций на дальние пастбища направляли вертолеты с первой помощью, настолько была высокая заинтересованность в развитии животноводства. Сейчас ничего подобного нет, а вся инфраструктура пришла в упадок, хотя количество скота ежегодно увеличивается.
Согласно презентациям экспертов, до 1991 года пять республик (Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Туркменистан) подчинялись единому механизму управления пастбищами, в этом вопросе применялся научный подход, соблюдался оборот пастбищных земель. После развала Союза каждая страна приняла свои законы об имущественных правах на землю, что привело сначала к неправильному использованию пастбищ, а затем и к их деградации.
Отметим, что в рамках закона о пастбищах в Кыргызстане были созданы пастбищные комитеты, которые определяют поголовье скота для выпаса на одном пастбище, собирают деньги с владельцев скота, чтобы налаживать инфраструктуру. Однако, хотя в стране сейчас действует 454 пастбищных комитета, их работа оставляет желать лучшего. Это признали даже чиновники.
Пастбища как об исток национальной культуры
На мероприятии также выступила экс-президент Кыргызстана Роза Отунбаева, которая заявила, что хотя «экономика страны строится на энергетике и горнодобывающей промышлености, сельское хозяйство – это основа жизни киргизов, потому что мы - животноводческая страна, в этом наши истоки и жизни, и культуры». По ее мнению, возращение к традициям в животноводстве важно не только для экономики страны, но и культурного контекста жизни народа.
«Именно в кочевье мы перенимали традиции ведения сельского хозяйства, отцы передавали сыновьям навыки ведения отгонного животноводства, во время которого женщины занимались прикладным искусством. То есть параллельно с сельским хозяйством шло развитие национальной культуры», - отметила экс-президент.
«К счастью, в Конституции прописано, что пастбища являются госсобственностью и стратегическим ресурсом страны. А перевод их в частные руки, о чем не перестают заявлять чиновники, приведет лишь к тому, что лучшие пастбища будут сосредоточены в одних руках, а население лишится даже того, что у него осталось. Сейчас постоянно поднимается вопрос передачи пастбищ в управление органам местного самоуправления. Я думаю, что этого нельзя допустить, потому что наша система управления не отлажена до конца», - признала Роза Отунбаева.
«Люди сами виноваты, ничего не знают»
В интервью «Фергане» Директор департамента пастбищ Минсельхоза Абдымалик Эгембердиев сообщил, что до 2009 года, по данным специалистов, до 70% от общей территории пастбищ достигли разной степени деградации. Затем вопросом озаботились, и принятие закона в 2009 году помогло если не изменить общую тенденцию, то хотя бы приостановить деградацию земель.
«Поймите, что за год-два резкое изменение невозможно, проблема и в населении, и в нашей не всегда качественной работе, - признался чиновник. - Есть и улучшения, в частности, мы начали сеять семена пастбищных трав, применять принцип оборота на пастбищах – то есть даем им отдыхать, и т.д. Но люди сами нарушают правила пользования пастбищами, а пастбищные комитеты зачастую идут на поводу у населения. Наши предки еще сто лет назад придумали хорошую систему управления пастбищами, когда земле давали год отдохнуть. А мы систему нарушили и не можем восстановить. Это психология наших людей, которые думают только про сегодняшний день, и им все равно, что будет через 10 лет».
В ответ на вопрос, почему не видно изменений, если уже прошло пять лет, чиновник пообещал, что они улучшат примерно половину испорченной территории через 3-4 года.
«На что мы намерены потратить донорскую помощь? В первую очередь, на тренинги. Нас критикуют, что мы тратим много денег на тренинги, но население и работников органов местного самоуправления надо обучать, как обращаться с пастбищами. Остальные деньги пойдут на восстановление инфраструктуры, то есть строительство дорог, мостов, водопои и прочее», - сказал Эгембердиев.
В Кыргызстане уже существует энергетический кризис, большие проблемы в горнодобывающей отрасли. Что будет, если страна потеряет еще и пастбища? На конференции было заявлено, что Международный фонд сельскохозяйственного развития (IFAD) и другие международные финансовые институты в течение ближайших пяти лет планируют выделить около 80 миллионов долларов США (часть денег будет выдана в качестве гранта, а часть – льготный кредит, также свой вклад внесут правительство КР и местные сообщества), и деньги пойдут на развитие и животноводства и управление пастбищами
Теперь вопрос в их целевом использовании, чтобы не получилось, как с проектами по обеспечению населения питьевой водой, когда финансирование остановилось из-за коррупции.
Правила комментирования
comments powered by Disqus