Поскольку предполагаемое число граждан Таджикистана, воюющих в Сирии, возросло до 300, Таджикистан ищет новые способы для обращения этой тенденции вспять.
Фарход Субхонов, 25-летний трудовой мигрант из Таджикистана, был на сайте социальной сети Odnoklassniki.ru и думал, что он установил связь с девушкой. «Я познакомился в Одноклассниках с девушкой под ником Мусульманка М. Принял ее предложение дружбы, поговорили несколько дней», - сказал Субхонов «Средней Азии в Интернете».
Но ничего бы из этого не вышло; на самом деле, «Musulmanka М.», скорее всего, просто поддельный аккаунт пользователя, которым «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) пользуется, чтобы заманивать ничего не подозревающих граждан Таджикистана в Сирию.
Таджикские власти осведомлены о таких онлайновых попытках завербовать мужчин, ищущих романтики, и желают положить этому конец.
«Через неделю Мусулманка М перешла на разговоры о религии, - сказал Субхонов. - Она начала призывать на "священную войну" в Сирии и что, якобы, это долг каждого мусульманина».
«Чтобы ее увидеть, я дал ей обещание поехать в Сирию, - сказал Субхонов. - До этого мы не говорили по телефону и не виделись. Затем она исчезла в сети и только спустя три дня ко мне пришел парень и сказал, что он от Мусулманки М».
Человек пригласил Субхонова поехать с ним в Сирию, чтобы воевать. «Я отказался», - сказал Субхонов, добавив, что никто не связывался с ним по этому поводу с тех пор.
Социальные сети являются инструментом для вербовки боевиков
Такие уловки в социальных сетях являются одним из основных способов, которым вербовщики боевиков завлекают все большее число таджиков в Сирию.
Несколько месяцев назад спецслужбы Таджикистана оценивали, что более 200 граждан Таджикистана сражались в Сирии. Но в ноябре, они подняли это число до 300.
«300 молодых людей уже распознаны, их родители знают о местонахождении своих детей, и Государственный комитет по национальной безопасности [ГКНБ] предпринимает меры для их возвращения на родину», - сказал заместитель председателя Государственного комитета по национальной безопасности Акрам Амонов в ноябре.
«Мы также выявили два основных маршрута [в Сирию] ... Я сам лично был свидетелем, когда вербуют наших граждан заграницей. Наши сограждане берут деньги у заинтересованных лиц [в получении наших граждан], и вербуют таджикистанцев для войны в Сирии.»
Субхонов не единственный, кто попался на уловки вербовки через социальные медиа.
Далер Зохидов, 30-летний житель Курган-Тюбе, также столкнулся с попыткой вербовки ИГИЛ на Odnoklassniki.
«Проблема в том, что ... сеть постепенно становится местом вербовки вместо общения, - сказал Зохидов. - Так и я познакомился с девушкой под именем Насиба, она мне не на шутку понравилась, но как только она начала пропаганду джихада, я просто ввел ее в "черный список"».
Призывы остановить «миграцию боевиков»
Таджикистан пытается бороться с этими усилиями.
Власти должны опираться на все средства, чтобы сама общественность отвергала «военную миграцию», сказал Шукурджон Зухуров, спикер нижней палаты парламента.
Телевизионные станции Таджикистана транслируют истории, которые показывают родителей, плачущих и умоляющих о том, чтобы их дети вернулись домой, сказал он.
«Чтобы предотвратить эту тенденцию надо дать поручения местным властям, кишлакам ежедневно работать с населением», - сказал Зухуров.
«Родители должны знать об этом зле, чтобы уберечь своих детей от него».
И некоторые СМИ работают, чтобы помочь достигнуть этой цели.
«Наши мигранты на каждом шагу встречаются с радикальными взглядами», - сказал Рахим Каландаров, директор радио «Муходжир», целью которого является борьба с вербовкой радикальных группировок.
«Мы ставим проповеди известных религиозных деятелей каждую пятницу, чтобы бороться с вербовкой наших граждан», - сказал Каландаров.
«Их легко обмануть и заманить в разные группировки. Мы хотим, чтобы они знали, что такое настоящий Ислам».
Правила комментирования
comments powered by Disqus